Антология современной поэзии

Продолжение следует…

Нетерпеливый читатель, вероятно, уже подумал, что мы поставили точку в нашей антологии, не известив его об этом. А по правде, ситуация разыгрывается в другом варианте. Творческий конкурс, посвящённый 25-летию газеты, немного отодвинул в сторону публикации антологии. Нам показалось, что два творческих литературных течения будут мешать друг другу. Предполагалось закончить конкурс к празднованию юбилея газеты. Но творческий порыв наших читателей как бы сам установил сроки проведения конкурса. И мы решили продолжать его до конца года.

Фронтовики и «дети войны»

В творческой корзине конкурса любопытные фотоснимки, стихи, песни, рассказы… Особенно здесь проявляется творчество Владимира Денисенко из Бендер, который пишет сокровенные, невыдуманные истории своей жизни.

Мы не могли пройти мимо письма, пришедшего из Слободзеи, от Варвары Андреевны Мужевики. В письме нерифмованное стихотворение в стиле русского фольклора о «судьбе моей судьбинушке» и весёлые частушки:

С неба звёздочка упала

Прямо на дорожку.

Раньше я любила Колю,

А сейчас Серёжку.

или вот:

Полюбила паренька,

Паренька высокого.

Я вставала на кровать,

Чтоб его поцеловать.

Ну и как? Правда, весело! По-русски!

Но самым удивительным было её признание о себе:

«Посылаю стих и мои частушки к юбилею газеты «Приднестровье». Вашу газету я выписываю уже два года и всегда читаю от начала и до конца. Прошу напечатать, если можно – это надо для внуков, мне 85 лет. Если что не так, простите. С уважением к вам, Варвара».

Спасибо, Варвара.

Участие великовозрастных читателей в нашем конкурсе натолкнуло на мысль, что два литературных потока не помеха друг другу, и пора в антологии перейти к разделу с условным названием «Фронтовики и «дети войны». Мы уже пытались нащупать этот пульс. Ныне здравствующие ветеран Великой Отечественной войны Игорь Ильин, «дети войны» Павел Ткаченко и Никандр Елагин уже отметились в нашей антологии. На очереди Леонид Литвиненко и Виктория Пилецкая… Но остаётся не «поднятым» пласт творчества фронтовиков и «детей войны», которых уже нет среди нас.

В последнее время я несколько раз обращался к Интернету, чтобы прослушать концерт военных песен Елены Ваенги, который возвышает до понимания простоты и величия этого творчества. Что-то подобное испытываешь при знакомстве с творчеством фронтовиков и «детей войны» Приднестровья. Николай Фридман и Анатолий Дрожжин, Василий Маслов и Валентин Ткачёв, Пётр Шпаков и Борис Крапчан… Этот список можно продолжить, и мы уже сомневаемся, что даже ежемесячной публикацией их стихов не отсалютуем к 75-летию Победы. Их творчество читаемо и узнаваемо даже нашими читателями среднего возраста. Фронтовики и «дети войны» – наши современники! Казалось бы, они уже далеки от нас, но их стихи сейчас на расстоянии вытянутой руки – опубликованы в газете. И даже самый нетерпеливый читатель найдёт в них своё продолжение.

Виктория Пилецкая

Виктория Игнатьевна Пилецкая родилась 3 мая 1939 года в деревне Навдехи Минской области Белорусской ССР. Окончила горное отделение Минского индустриального техникума, Киевский автомобильно-дорожный институт. Долгое время работала в дорожной отрасли и на предприятиях индустрии в г. Тирасполе.

Публиковалась в периодической печати Молдавии, Украины, России, в том числе в известных литературных журналах «Кодры» (Кишинёв), «Радуга» (Киев), «Смена», «Наш современник» (Москва).

Первая авторская книга стихов «Краса земная» вышла в Кишинёве в 1976 году. Начиная с 2001 года, издано несколько её авторских сборников стихов.

На протяжении ряда лет в различных сборниках публикуются переводы её произведений на молдавский, болгарский и белорусский.

Член союза писателей Приднестровья и Международного союза писательских союзов. Живёт в Тирасполе.

Набережная в Тирасполе

(Отрывок из поэмы)

Это в двух каких-то километрах

И даже менее того!

Здесь новый день

И время ретро

Хранят свои оттенки спектров.

Здесь бег былинного Днестра

В своём меняющемся цвете.

Вода прохладна и быстра.

Высокий мост над нею светел.

Здесь в незапамятном былом

Немало дней провёл Суворов,

Вникал он в мелочи притом,

С нуля основывая город.

На ближних склонах и в долинах

Ещё заметишь, может быть,

На камнях где-то и на глинах

След Суворова и ныне…

Широк на набережной сквер,

Он идиллически прекрасный,

Под бирюзой небесных сфер

Его взлелеивал Тирасполь.

Мерилом некой высоты

Бывает имя осияно.

Прибрежный сквер,

Недавно ты

Был назван сквером Де Волана.

Тирасполь же, заметить стоит,

Одним из первых Де Волан (коль заглянуть чуть-чуть в былое)

И проектировал, и строил.

Ну что ж! Любые времена

Из событийных наворотов,

Но воздается именам

Знак неизменного почёта.

Леонид Литвиненко

Леонид Алексеевич Литвиненко родился 30 апреля 1932 года в городе Павлограде Днепропетровской области. В Бендерах проживает с 1947 года. После окончания историко-филологического факультета Кишинёвского государственного университета много лет работал в школах города, преподавателем русского языка и литературы в ГДР, Венгрии, Чехословакии. Польше и на Кубе.

Заслуженный учитель, учитель высшей категории, отличный работник культуры. Поэтические произведения автора публиковались в изданиях Москвы, Кишинёва, Львова, Таганрога, Казахстана, Печоры. Стихи его переводились на болгарский и украинский языки.

В Приднестровье издавался во многих коллективных сборниках, журнале «Днестр» и альманахе «Литературное Приднестровье». Автор нескольких сборников стихов и прозы. По его сценарию московской кинокомпанией «Кордея» снят десятисерийный фильм «Дыхание времени», посвящённый 600-летию г. Бендеры. Награждён орденом «Трудовая Слава», орденом Почёта и медалями. Член союзов писателей России и Приднестровья, Международного сообщества писательских союзов. Почётный гражданин г. Бендеры. Живёт в г. Бендеры.

Пискарёвка

Огонь дрожит, как на ветру листовка,

Шеренги вставших липовых аллей.

Кричит во мне доныне Пискарёвка

Непостижимой правдою своей.

Как боль сердец, как все людские всхлипы,

Та правда до предела жестока:

Дать человеку полкило олифы

И клея килограмм… для доппайка.

И тяжелеет взгляд, куда ни гляну,

И рядом лист, как воплощенье бед,

Где маленькая Савичева Таня

Нам сообщает: «Савичевых нет…».

Их было десять, живших раньше, десять!

И строки потрясающих замет:

Когда кто умер – день, и год, и месяц –

И снова крупно: «САВИЧЕВЫХ – НЕТ!».

Огонь дрожит, как на ветру листовка,

И мать с венком, как символ матерей.

Живет во мне отныне Пискарёвка

Непостижимой правдою своей.

Когда эфир клокочет неустанно

Зловещим ощущением беды,

Я думаю о Савичевой Тане,

О килограмме клея для еды.

Реванш

В суровом сорок третьем в старой Праге,

Где по ночам блуждали крик и плач,

Горя спортивной злостью и отвагой,

Играл Алёхин свой последний матч.

Сидели немцы, доски атакуя,

Надменное, как зло, офицерьё.

Он, стоя к ним спиной, играл вслепую

И не скрывал презрение свое.

Стреляли в спину взгляды их косые.

Но он играл, скривив в улыбке рот.

Он брал реванш за бегство из России,

За тот нелепый двадцать пятый год.

За детских лет далёких отголоски,

За кровь неблизкой, но родной земли.

И падали на шахматные доски

Сражённые вслепую короли!

Кругом враги –не просто иноземцы,

А за окном – пугающая тьма.

Но спешно отступала наглость немцев

Под натиском российского ума.

И встал полковник, не скрывая вздоха,

Сухой и тощий, как осенний лист:

«Вы были дерзки, господин Алёхин,

Но я прощаю: вы же – шахматист».

Алёхин видел бешенство фашистов

И презирал за это их сильней,

Ведь он впервые не был шахматистом,

Он был солдатом Родины своей!..

Прочтите и сохраните, и к завершению акции у вас соберётся настоящая антология современной поэзии Приднестровья.

Идея и воплощение проекта – Никандр ЕЛАГИН.