В Тирасполе впервые показали неформатное кино. То самое, что длится не более 30 минут и не имеет коммерческого успеха.
Признаться, когда получила пригласительный билет на просмотр авторских короткометражек в кинотеатр «Тирасполь», были опасения, что в зале вместе со мной окажется пара-тройка зрителей. Но зал все три дня, а именно столько длился показ фильмов – призёров Всероссийского фестиваля «Арткино», был полон. Демонстрация фильмов в стиле арт-хаус у нас впервые, и интерес к непрокатному кино был не только у молодых, пришли также поклонники киноискусства со стажем.
Всего за три дня показали 18 короткометражных фильмов – призёров фестиваля, отмеченных призами и дипломами. В кинопрограмме были игровые, документальные, анимационные, экспериментальные ленты хронометражем от 3 до 30 минут, объединённые в три киноальманаха – «Весна», «Лето», «Осень». После каждого показа зрители голосовали за каждую, отдавая минимальное или максимальное количество баллов.
Открывая кинопоказ, координатор программ Россотрудничества, при поддержке которого и проводился просмотр, Николай Журавлёв отметил, что в программе киноработы молодых режиссёров, имена которых, возможно, через 5-10 лет станут известны и будут «греметь». Такие кинопоказы дают уникальную возможность посмотреть нестандартный киноформат. За короткое время режиссёру необходимо раскрыть тему, идею и сверхзадачу. А в силу ограниченности материальных и временных ресурсов творческая задача во многом становится сложнее.
Первый день кинопоказа начался с цикла «Весна». Шесть фильмов с душевными переживаниями, человеческими интригами, непредсказуемыми развязками, юмором и комедийными ситуациями. Некоторые короткометражки откровенно удивили – режиссёрам удалось вложить в свои творения смысл, намного более глубокий, чем бывает в полнометражных картинах. Первое место зрители отдали истории про интеллигентного Валентина, вызвавшего жрицу любви Аллу, чтобы провести с ней время довольно незаурядным образом – парочка смотрела романтичную комедию о любви и пила чай.
Второй день кинопоказа удивил кинолентой «Отец». Абхазия конца ХIX века. История о мудрости, морали, мужских поступках и кровной мести, разворачивающаяся на фоне живописных гор Кавказа. Отец не смог уберечь своего избалованного сына от смерти, но спас его убийцу, после чего усыновил его. Всегда актуальная проблема отцов и детей через призму абхазских традиций и ментальности. Фильм получил наивысшую оценку.
Третий день показа – «Осень». Тут короткий метр был по-осеннему депрессивным. Кинолента «Курица» – про мужа, доведённого алчностью до убийства своей жены, которую он заподозрил в воровстве припрятанных им золотых яиц, снесённых курицей. «Чик-чирик» – история о том, что наша жизнь похожа на хождение по канату. В любой момент, почувствовав страх, мы теряем равновесие. И наоборот, когда мы счастливы, идти по жизни легко, но канат может оборваться в любой момент. Ну и, пожалуй, история про пенсионера Георгия, доживающего остаток своих дней где-то в молдавской глубинке, внесла немного позитива. Одинокий старик зарабатывает на жизнь тем, что чистит казаны от копоти.
О происходящих в мире событиях узнает из сельской газеты, которую каждый день ему приносит местный почтальон. Георгий страдает тяжелым заболеванием сердца и спокойно дожидается своего смертного часа. Он уже давно смирился с обыденностью, как вдруг в его жизни все кардинально меняется. Во дворе его дома открывается телепорт, который перемещает старика в разные концы света. Места для посещения дед выбирал по газетным снимкам. А однажды оказался в золотохранилище и не удержался, чтобы не прихватить пару слитков. Но, как говорится, откуда пришло, туда и ушло.
«Арткино», безусловно, вызывает интерес, как и реакция кинозала на авторские посылы. Очевидно, что неформатное кино тираспольские киноманы оценили по достоинству.
Евгения Александрова.
Фото автора.