В эту страну я отправился, не зная о ней ничего, зато полный всяческих банальностей. Совершенно непонятный язык (и предмет гордости венгров!), восстание 1956 года и то, что раньше было два города – Буда и Пешт, образовавшие впоследствии столицу. Как мало мы порой знакомы с территориально близкими нам странами, по сравнению с всякими Франциями и Америками.
«Говорил я тебе – ты мадьяров не знаешь!» (Ярослав Гашек)
Вилы как средство защиты против оборотней
Восполнять прогулянные уроки географии будем уже на практике. Едем в Венгрию уже по знакомой мне Румынии. Честно сказать, более красивого, сказочного ландшафта я нигде еще не видел. То, что в Южной Буковине и Трансильвании водились и водятся всякие мифические существа и прочие оборотни, у меня не вызывает сомнений. Ну уж точно, кто там водится – это цыгане. Совсем не такие, как наша местная миролюбивая община. Попрошайничать – их профессия. В окрестностях Дежа мы встретили целый табор, который на всех языках мира просил «один евро». Граница Румынии и Венгрии все-таки, мало ли кого можно встретить. Мужчины и женщины везут для порядка коляски, обмотанные целлофановыми пакетами (не промочить – поздно, вечер, дождь), со свертками из полотенец внутри. За день один цыган может заработать таким образом до 30 евро. Бывают в жизни огорчения… А мы тут за чорбу отдали почти 3 евро (что явно я бы не позволил себе в Тирасполе). Но стоит отдать должное, было вкусно, наваристо.
Вообще мне всегда кажется, что в Румынии все живут праздной жизнью. Как ни едешь, в окне только горы, леса да пастухи с овцами, козами, коровами. Совсем иной пейзаж в Венгрии, хорошо нам знакомый: равнины, пашни, сады.
Тут меня сразу озадачил венгерский таможенник с густой и длинной бородой (их приднестровские коллеги всегда выглядят безупречно выбрито). Кажется, у венгров на этот счет нет предубеждений. Позднее не раз встречал персонажей вроде женщины в полицейской форме, курящей на посту, или молодого охранника правопорядка, который в центре Будапешта в наушниках мирно попивает «Кока-Колу». Правда, на карауле в королевском дворце стоят ребята уже бравые и выглядящие безукоризненно. Только в черных очках, чтобы солнце не светило.
Довелось пожить в двух гостиницах. Первая находилась в Будапеште и явно отдавала тем, что у нас принято называть «совок». Разболтанные розетки, сырая ванная комната, отсутствие холодильника и ужасная слышимость. Благо, что по относительно низкой цене и в непосредственной близости от супермаркета Tesco. Второе наше место обитания надолго запало мне в душу. Это отель в деревне Хегьешалом, что находится на венгро-австрийской границе (границы-то в нашем понимании между государствами нет – Евросоюз!). В нем явно впору снимать фильмы ужасов и мистику. Приняли нас в помещении, увешанном шкурами и рогами животных, картинами и деревянными фигурками непонятных людей. Чучело лиса, с ехидной улыбкой уставившееся на меня, тут тоже присутствовало. Ночевали мы в корпусе в глубине сада – на стенах дома были заботливо прикреплены вилы и мотыги. Понятно: если нечисть таки нападет на постояльцев ночью, будет чем от нее защищаться.
Вот такого отношения к гостиничному бизнесу, кроме шуток, нам и не хватает. Малым отелям можно взять с такого необычного и запоминающегося охотничьего стиля (то ли на зверей, то ли на оборотней) пример – такие туристические идеи всегда работают!
Арпад и его команда
Признаюсь, я не схожу с ума по памятникам и скульптурам: для меня более важными достопримечательностями являются обычные улицы и фасады балконов. Кошек и собак в Будапеште, как во всех крупных городах Европы, на улицах нет. Зоозащитники тоже не особенно плодятся. Центр – отличное место для тех, кто любит фотографироваться на фоне зданий (можно даже не узнавать историю этих колоссов). Здание парламента считается самым красивым из зданий парламентов всей Европы. Румыны, кстати, тут соседей обошли: Чаушеску построил в Бухаресте самый большой парламент в Европе. Продолжаем гулять по Пешту – восточной части города. Конечно же, парадная площадь Героев, где тут и там на конях восседают самые главные и самые воинственные мадьяры. Все это называется Монументом Тысячелетия. Вот готов к битве один из первых правителей мадьяров Арпад, который начал славную традицию: венгры воевали с кем угодно. И с моравами, и с болгарами, и с печенегами, и славян с озера Балатон прогнали. Да-да, так-то на территории Венгрии жили сначала западные славяне, преспокойно обучались грамоте в своем Блатнограде вместе с Кириллом и Мефодием, пока не пришли мадьяры.
Ладно, оставим святых Иштванов и Ласло и пойдем дальше, хоть монументы дико (в смысле –
воинственно) красивы. Знаменитая венгерская опера оказалась на реконструкции, так что мы увидели только полотно, закрывающее здание. А ведь венгры считают свой оперный театр более мощным, чем венский! Наверное, поэтому там платный гардероб.
А еще соборы, соборы… А еще каток-озеро на краю городского парка – самый большой искусственный каток, между прочим (только зимой – в теплое время года тут водичка).
Самым трогательным памятником Пешта для меня стали вовсе не князья на лошадях, а Туфли на набережной Дуная. Это мемориал в память о жертвах Холокоста. Дело в том, что нацисты расстреливали евреев прямо у реки, чтобы не заниматься захоронениями, а всегда нужную обувь заставляли несчастных снимать на самом краю набережной. Так и появился этот молчаливый памятник, смысл которого понятен и без объяснений.
Кожные заболевания Сеченьи
Жили мы на территории Пешта, но магнетическая Буда на горе Геллерт с той стороны реки манила и притягивала. В обильно покрытой зеленью Буде привлекают руины средневековых построек, Рыбацкий бастион, крепость. Если не пожалеть денег на фуникулер, можно подняться к самой высокой точке Будапешта и чувствовать себя королем мадьяров. Боюсь, что Арпад и его команда будут гнать меня на лошадях в моих страшных снах. Шутки шутками, но венгры очень трепетно относятся к своей истории. А к иностранным простакам вроде меня – индифферентно.
Венгрия славится своими термальными купальнями. Очень звали меня пойти в купальню Сеченьи под открытым небом, полную горячих бассейнов и людей, в них плескающихся, играющих в шахматы, попивающих кофеек прямо в воде, читающих газеты и еще бог весть чем занимающихся. Не пошел не только из-за цены (15 евро), но и из-за собственной брезгливости. Очищать воду, наверное, очищают, но как представлю рядом с собой какого-нибудь мужика с экземой на ноге, да еще и в теплой воде… Лучше представить хорошенькую венгерку без экземы.
Кстати, о венгерках: все они смуглые, жгучие, чем-то напоминают цыганок и куда приветливее венгров. Очень редко видел женщин с макияжем, а еще они любят ходить без лифчика под одеждой, и это не считается моветоном. Языка их, конечно, не разберешь, кроме «сиа» и «йо». Это что-то вроде универсальных приветствий. Английского венгры в большинстве своем не знают – в магазине придется объясняться на пальцах.
Ду ю спик инглиш?
Не задалось с купальнями – получится с речным трамваем! Поплавали по Дунаю, слушая в наушниках лекцию по истории на русском (можно выбрать) языке и с шампанским. Вот это сервис! А не оглушительная Светлана Лобода по всему Днестру. Посреди Дуная внезапно есть большой протяженности в длину остров, на котором раньше располагался монастырь, а сейчас – парки, отели, зоны отдыха, спортплощадки. Воистину райский уголок. Но и там продавцу хот-догов пришлось объяснять, что ты у него хочешь купить, на пальцах. Английский для слабаков. Если не ворчать, то атмосфера на острове прекрасная.
На общественном транспорте в Будапеште ездят и богатые, и бедные. Благодаря трамвайным линиям я достаточно быстро выучил районы города и понял, как добираться из центра в любой из них. Лишний повод развивать транспортные сети – в угоду туристам!
Еда в Венгрии достаточно дешевая, особенно если закупаться в супермаркетах. Правда, многие доступные продукты по вкусу напоминают учебник химии за 10-й класс. Самая экономная банка пива обойдется на наши в 13 рублей. Венгерское пиво вполне себе неплохое (уж точно лучше польского!). А вот курильщикам придется раскошелиться: пачка сигарет стоит около 4 евро, они продаются только в специальных табачных лавках.
Этот знаменитый венгерский гуляш я так и не попробовал. Задушила жаба отдавать 5 евро за порцию, тем более, что попутчики, съевшие-таки гордость местной кухни, отсоветовали. На вкус – какая-то смесь из нашего наваристого супа, тушеного мяса и рагу. Фастфуд в Будапеште может себе позволить даже такой эконом-турист, как я: например, резиново-ватный гамбургер за один евро в «Макдональдсе». Но абсолютную пальму первенства стоит отдать китайской еде. Мало того, что продавали ее настоящие китаянки, так две порции бобовой лапши с курицей, тушенной с овощами в остром соусе, обошлись нам в 5 евро. Живи я в Венгрии, только китайскую еду и ел бы. Правда, острый соус подкинул мне ночных забот в отеле.
Как в Европе здесь и рядом, еда дешевая, а жилье – дорогое. Понятное дело, что чем глубже на запад, тем будет дороже. И экскурсии по Венгрии тоже бьют по карману. Очень хотелось повидать озеро Балатон, но как-то в другой раз – 60 евро на дороге не валяются. Не забываем, что в Венгрии своя валюта – форинты, и евро стоит 315-320 оных. Считать местные деньги оказалось для меня делом потруднее, нежели ЕГЭ по математике.
Сербский след
Зато нас свозили в городок Сентендре неподалеку от столицы. Он имеет славу местечка художников и ремесленников, однако на деле это город торговцев всякими причудливостями. В центре – бесчисленное множество затейливых художественных магазинов с картинами, изображающими Дунай и коней, лавок с марципаном, мешочками лаванды, пряной венгерской колбасой и шкурами всевозможных животных. Эти самые звериные выделки – какой-то бум в среде венгерских продавцов. Оленьи, заячьи, лисьи – покупай и надевай на себя, напитываясь силой и энергией животного. Будь хитрым, как лис, и грациозным, как олень. Видно, здесь много охотников и мало любителей подобные вещи покупать.
Интересно, что Сентендре основали в XIV веке беглые сербы, потому над городскими крышами и возвышается православная церковь, а не католический собор. Хоть сербов здесь давно уже днем с огнем не сыщешь. Разве что старое кладбище со множеством надписей на кириллице напоминает о лихом славянском прошлом на фоне нынешнего размеренного быта. Художники художниками, но сувениры свои здесь, завидев тебя издали, рекламируют на русском языке и даже готовы сбить цену. «Кто сказал, что художник должен быть голоден? – с лукавой улыбкой говорит мне седоусый Габор. – Разве ваш Гоголь прожил жизнь бедняка?»
На набережной здесь с утра отдыхают местные жители и гости. И немудрено – красота вокруг, да еще и комфортные пляжные стулья для всей компании! И любуйся видами Дуная сколько душе угодно. «Как их не сломали и не украли?» – спросил у меня попутчик из Ростова.
Обо всем я рассказал, а об улицах ни слова. Да и не передашь дух будапештских улиц, пока не прогуляешься по ним. Здесь Средневековье сменяется хорошо знакомой нам социалистической застройкой, цветастые торговые центры – лесными зонами, где нет места шашлыкам, зато есть уголок для задумчивой прогулки. Внезапно на оживленном перекрестке набредаем на статую лейтенанта Коломбо с его собакой по кличке Пес. Актер, исполнивший его роль, Питер Фальк, имел русско-венгерское происхождение. Вот так встреча! Да, Будапешт умеет удивлять.
Фото автора.
Андрей ПАВЛЕНКО.
Тирасполь-Будапешт-Тирасполь.