Проталкивание националистами в Кишиневе законопроектов «О статусе государственного языка МССР» и «О функционировании языков на территории МССР» немедленно разделило общество на сторонников и противников «румынизации».
В Приднестровье дискриминационная политика с самого начала вызывала широкий протест. Русские, украинцы и молдаване, из века в век мирно соседствовавшие на этой территории, требовали пересмотреть националистические законопроекты.
Против разжигания межнациональной розни выступали видные научные и общественные деятели МССР, которых возмущала сама мысль о возможности разделения людей «по сортам».
23 апреля в Кишиневе прошел первый митинг участников «Интердвижения». А на следующий день в Рыбнице состоялся семитысячный митинг с требованиями гарантировать равноправие языков; придать статус государственного двум языкам – молдавскому и русскому. Митинг с аналогичными требованиями прошел и на швейной фабрике им. 40 лет ВЛКСМ в Тирасполе. По подсчетам историков, только в течение апреля 1989 года обсуждение законопроектов прошло в 90 трудовых коллективах Приднестровья.
Обстановка в «солнечной, гостеприимной Молдавии» всё более накалялась. 14 мая в центре Кишинева национал-радикалами был убит восемнадцатилетний Дима Матюшин за то, что он говорил по-русски. 20 мая члены многочисленных националистических организаций, выступавших под антисоветскими и антирусскими лозунгами, объединяются в рядах народного фронта Молдовы. Спустя два дня националисты разгоняют в Кишиневе мирный митинг женщин, протестовавших против беззакония.
9 июля в Кишиневе проходят митинги идейных противников – участников «Интердвижения» и народнофронтовцев. 26 июля националистическая организация «Ватра» проводит митинг в Бендерах.
Заметим: ни в коем случае нельзя смешивать интерес к национальным традициям, культуре, истории с националистической идеологией и практикой. Идеологи «национального возрождения» в МССР были далеки от проникновения в глубины собственной идентичности, молдавской самобытности. Они же, к примеру, утверждали неполноценность молдаван перед румынами (а иначе как объяснить курс на румынизацию?), что в дальнейшем и воплотилось в отказе от собственно молдавских истории и языка. А унионистские настроения (с призывом отказаться и от государственности) сильны в соседней Молдове поныне.
Несогласным с политикой националистов было принципиально важно организованно отстаивать свои права. 8 августа совместное заседание совета трудового коллектива, партийного и профсоюзного комитетов МПО «Точлитмаш» имени С.М. Кирова (Тирасполь) выдвигает предложение о создании Объединенного совета трудовых коллективов города. В Бендерах проводится собрание инициативной группы по созданию рабочего комитета г. Бендеры.
Казалось бы, республиканское руководство, увидев, что инициативы центра вызывают активное неприятие, раскалывают общество, должно было искать гражданский компромисс. Однако логика кишиневских номенклатурщиков была поистине экстремистской. Так, 10 августа стало известно, что на предстоящей сессии Верховного Совета МССР будет вынесен на обсуждение даже не законопроект от 30 марта, известный общественности, а ещё более жесткий вариант. Будучи опубликован в приднестровской прессе, этот документ вызвал предсказуемую реакцию.
На заводе им. Кирова 11 августа прошел массовый митинг протеста. В ДК «Кировец» на собрании представителей трудовых коллективов (присутствовало 450 человек) был создан Объединенный совет трудовых коллективов г. Тирасполя. Председателем ОСТК избран Борис Михайлович Штефан.
Фото из книги «Создание ПМР».