Великая Отечественная война – неисчерпаемая тема. Сохранение всей правды о героической борьбе народа в эти годы в сознании современников и будущих поколений стало одной из основных задач изобразительного искусства. Многие военные эпизоды нашли своё конкретное воплощение в произведениях, хранящихся в фондах МУ «Тираспольский объединенный музей».
В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. Наряду с документальными и репортажными зарисовками создавались живописные картины, на которых изображались горе и страдания народа, его героизм, смелость, мужество воинов, несгибаемая вера в победу.
Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей некогда большой многонациональной страны. Многие из них стали солдатами Красной Армии. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами. Делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин, живописцы создавали художественную летопись той эпохи.
В самом начале войны практически все художники Советской Молдавии ушли на фронт, остальные были эвакуированы. Художник Александр Фойницкий, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР, почётный гражданин города Тирасполя, в силу своего преклонного возраста просто не успел покинуть родной Тирасполь. Он очевидец и участник нескольких войн. Наверное, поэтому на протяжении всей жизни он постоянно обращался к военной тематике.
Картина Александра Фёдоровича «Переправа через Днестр» повествует о событиях 1944 года. 11 апреля на восточный берег реки Днестр в районе села Карагаш вышла 10-я гвардейская Криворожская воздушно-десантная дивизия 37-й армии под командованием генерала Михаила Шарохина. На следующий день началось форсирование реки… Мастеру удалось передать напряжение и чувство тревоги. Динамизм и игра света усиливают ощущение скорой победы, торжественность момента и гордость за наших бойцов.
В 1941 году семнадцатилетний мальчишка Е. Чарыков сменил гражданскую одежду на солдатскую шинель. Военный связист пережил горькие месяцы отступления и окружения, плен и побег. Всю войну он не расставался с карандашом и бумагой. Тёмные, тяжёлые тона преобладают в колорите его военных работ. В них член союза художников ПМР Е. Чарыков на высокой ноте обобщения отобразил всенародную трагедию того времени. В большинстве случаев это выразительная, многослойная живопись. Картина «Прощание славянки» заставляет ощутить, какой ценой досталась Победа.
Воспоминания о военном лихолетье стали материалом для ряда картин почетного члена союза художников ПМР Григория Бронзы. В 1942 году он ушёл добровольцем на фронт. Ему досталось тяжёлое испытание – вывозить раненых бойцов в сталинградские госпитали. В конце войны его направили на Дальний Восток, где он участвовал в боях против японских милитаристов. В творчестве художника особое место занимают подвиги, совершённые на полях сражений простыми солдатами. Так, Григорий Захарович изобразил П.И.Банникова в живописной работе «Шаг в бессмертие».
20 августа 1944 года в бою под с. Талмаз Молдавской ССР сержант П. Банников был тяжело ранен, но не покинул поля брани. В критический момент рванулся к дзоту, закрыл его своей грудью, пулемёт захлебнулся, а рота с перекатным «У-р-ра!» устремилась на талмазские высоты. Село было освобождено от немецко-румынских оккупантов. П. Банников посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени… Цветовая серо-зелёная гамма полотна, стремительный, резкий рывок вперёд солдата, развевающийся плащ подчёркивают динамику и внутреннюю силу героя. На заднем плане видны объятые пламенем крыши домов, деревья, руины. Напряжённое небо намеренно дисгармонично: нежно-голубые цвета переходят в серо-синие.
Сегодня известны имена более трехсот воинов, закрывших своим телом амбразуру вражеского дзота. Подобный подвиг совершил и наш земляк, уроженец села Кузьмин Каменского района Ион Солтыс. В решающий момент боя, с пулемётом в руках народный художник МССР В. Обух изобразил рядового Солтыса в работе «Геройский подвиг»
В период Великой Отечественной войны видное место в изобразительном искусстве занял портретный жанр. Член союза художников и отличный работник культуры ПМР В.И. Параконьев, в биографии которого были годы принудительного труда в Германии, сохранил для истории лики многих замечательных тираспольчан. Среди них – наиболее известный портрет Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта бронетанковых войск, почетного гражданина г. Тирасполя Владимира Бочковского. Портрет не исчерпывается внешним сходством, хотя оно абсолютно. Картина словно озвучена громом войны и эхом Победы.
Немало было создано картин, изображающих следы варварских разрушений фашистами мирных городов и сел. Таковы графические работы члена союза художников и заслуженного деятеля искусств ПМР М. Зыкова «Разрушения в Тирасполе», «Развалины дома».
Прошло семь десятилетий, когда случилось то, что не только потрясло мир, но и радикально изменило судьбы последующих поколений. Всё меньше остается людей, переживших Великую Отечественную войну. Пока живут раненные войной люди, их память – мост между войной и миром. Об этом работа художника В.Шихова «Воспоминание». Произведение символично разделено на две части: на одной изображён задумавшийся старик на мирном берегу Днестра, на другой – война, танки, самолёты, взрывы… Важную роль художник отводит колористическому насыщению полотна: у мирного времени – сочные, яркие жизнерадостные цвета, у военного – многочисленные оттенки серого, олицетворяющего смерть, страх, боль…
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и гибель миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех ныне живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем изобразительного искусства является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.
СВЕТЛАНА ГОНЧАР,
старший научный сотрудник картинной галереи
МУ «Тираспольский объединённый музей».