В годы Великой Отечественной войны медики проявили не меньший героизм, стойкость и мужество, чем солдаты, офицеры, труженики тыла. Девушки-инструкторы на хрупких плечах выносили раненых бойцов, медицинский персонал госпиталей работал сутками, не покидая больных. Не было легкого поста, должности, места работы – каждый из медиков внес свою лепту.
Полевой госпиталь, постоянные бомбёжки, раненые солдаты, обгоревшие лётчики и танкисты, поступающие и днём, и ночью, кровь, стоны, умирающие на руках молодые парни… «Для нас, многим из которых не было и 18, это был настоящий ужас. Мы с девчонками первое время оплакивали каждого умершего солдата. Было очень тяжело, ведь гибли наши одногодки, совсем ещё мальчишки. Мы – молодые, и хоронили молодых», – рассказывает бендерчанка, ветеран Великой Отечественной Валентина Соболькова.
Когда началась война, Валентина училась в фельдшерско-акушерском техникуме в городе Мичуринске Тамбовской области. В 1943-м всю группу отправили на 2-й Белорусский фронт в полевой госпиталь, входящий в состав действующей армии. Тогда юной Вале было неполных 17 лет.
Госпиталь следовал за войсками по мере их продвижения. Его разворачивали где-нибудь в лесу, прятались, как партизаны. При передислокации госпиталь постоянно обстреливали, хотя и шли с красным крестом. Иногда приходилось ехать быстро, без сигнала, без света, только чтобы проскочить, чтобы не задело. Под шквальным огнём девушки тащили раненых, порой закрывая их своими телами. Так, с боями прошли Полоцк, Витебск, Великие Луки, Оршу, Могилёв… «По мере продвижения подбирали раненых, а их было очень много. Тысячи и тысячи солдат и офицеров возвращали в строй. Нам было очень тяжело. У операционных столов стояли по 12-14 часов подряд, помогая спасать солдат, сдавали для них кровь. Работали под непрерывными бомбёжками и обстрелами. Бывало, от осколков бомб и снарядов теряли только что спасённого после сложной операции», – вспоминает ветеран.
…После освобождения Белоруссии полевой госпиталь передали Прибалтийскому фронту. Последняя передислокация прошла в конце 1944 года в городе Шауляй Литовской ССР. Там и встретили Победу. Демобилизовали Валентину Соболькову в 1945-м в звании младшего лейтенанта.
Валентина Андреевна считает, что от пуль ее уберегла молитва, которую дала мама, когда девушка уходила на фронт. «Девятерых из семнадцати девчонок нашей группы мы недосчитались, и до сих пор не знаем, где они… Погибли или пропали без вести…» – говорит фронтовик.
Тяжело было и в послевоенное время… Валентина Соболькова осталась одна, война забрала отца, брата, не дождалась её с фронта и мать. Приехала в родной Мичуринск, села на лавку у вокзала и заплакала. Говорит, так горько было, что жить не хотелось. Подбодрил и вселил уверенность сотрудник военкомата, вручивший путёвку на Сахалин на восстановление народного хозяйства.
На Сахалине Валентина Андреевна прожила 33 года. Вышла замуж, родила сына и дочь. Последние годы работала физиологом в аварийно-спасательной службе Сахалинского пароходства. В 1981 году семья переехала в солнечную Молдавию.
И сейчас ветеран Соболькова ведёт активную общественную работу, с 2012 года заведует клубом «Боевые подруги».
За заслуги перед Родиной Валентина Андреевна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией» и другими наградами.
Надежда Пирогова.