…Бендеры, тенистые улочки, густые зеленые кроны, старинная архитектура в центре, новая – в микрорайонах, заводы, кафе, магазины, школы и детские сады, просторная набережная, широко разлившийся Днестр, красавец-мост… Всё здесь создано для жизни, во всем – очарование юга, гостеприимной советской Молдавии. И вот в одночасье всё меняется: гремят выстрелы, на улицах военная техника, разрушенные жилые дома, жертвы среди мирного населения и в рядах защитников…
Вот уже 27 лет мы задаемся вопросом: как такое могло произойти? Но ведь произошло! И тогда приднестровцам, людям самых разных профессий, национальностей и возраста, пришлось с оружием в руках защищать свой дом. Плечом к плечу с отцами и мужьями стояли жены, сыновья… Или вдруг с охотничьим ружьем или даже трехлинейкой времен первой мировой на позиции выходили седобородые старцы, которые тоже не хотели стоять в стороне, когда гибли близкие, когда агонизировал мир на приднестровской земле.
Мы никогда не забудем подвиг защитников, положивших предел крупномасштабной вооруженной агрессии Молдовы против народа Приднестровья, подвиг российских миротворцев, вернувших Бендеры и весь край к мирной жизни.
Но и спустя годы за изумрудным покровом, за привычным ритмом городской жизни проглядывают волнующие образы, воспоминания, звучит эхо войны…
Анатолий Григорьевич Булда работал тогда на Бендерском машиностроительном заводе, был командиром рабочего отряда, преобразованного в 204-й МСБ народного ополчения.
Василий Иванович Каражелясков работал машинистом крана в локомотивном депо, играл в любительском оркестре, воспитывал троих детей, сам родом из Одесской области (г. Болград). Вместе с другими ребятами из депо и с предприятий 19 июня в гвардии получил оружие. Рано утром 20 июня в составе группы из двадцати восьми человек их направили к горисполкому с целью доставить защитникам боеприпасы.
Очевидцы и участники тех событий вспоминают, насколько стремительно тихие, уютные Бендеры превратились в эпицентр боевых действий. И даже сегодня, погожим летним днем не так-то легко представить город другим…
На звук выстрелов подъехала патрульная милицейская машина, по которой сразу же был открыт огонь. Патруль сообщил о нападении на гвардейцев командиру батальона РГ, а также проинформировал четырехсторонних наблюдателей и руководство города.
На выручку товарищам поспешила группа гвардейцев, но, попав в засаду, сама вынуждена была отбиваться от превосходящих сил противника. Вскоре появились и первые жертвы – погиб оператор Бендерского телевидения Валерий Воздвиженский. При поддержке посланной группы на БРДМ гвардейцам удалось вырваться из окружения, но к этому времени по всему городу уже началась стрельба…
Микрорайон Хомутяновка. Недалеко от расположения казармы республиканской гвардии, на перекрестке улиц Старого и Бендерского восстания гвардейцы приняли боевое крещение.
Но самоотверженность наших бойцов сыграла свою роль. Один из БТРов был подбит из гранатомета. А «утюги» закрепили успех – пошли на таран. Так у гвардейцев появились два трофейных бронетранспортера.
Поскольку же само здание, которое занимали гвардейцы, находилось на открытом месте, пришлось разместить людей и технику во дворах, на ближайших перекрестках и в переулках.
Вооруженные силы РМ вели огонь из минометов по многоэтажным домам. Защитники помогали бендерчанам покинуть квартиры и спуститься в убежища. Здесь, во дворе дома по ул. Чехова, миной была убита шестнадцатилетняя девушка, выбежавшая на улицу в домашнем халате.
Неподалеку, прямо в огороде частного дома по улице Полоза (на тот момент – ул. Лесовая), занимала оборону одна из рот. Сейчас в огороде растет клубника (как это и должно быть!), а тогда – лилась кровь. В тени к ограде притулился крест: «Боярищев Юрий Васильевич. 23.3.1965 г. – 28.06.1992. Геройски погиб».
Во время нашего с Анатолием Григорьевичем Булдой посещения этого места мимо проходила молодая женщина с ребенком. Анатолий Григорьевич узнал её. Родом Галина из Биробиджана, муж – бендерчанин. В 1992 году в дом свекрови угодила мина, пришлось перестраивать.
Здесь же, у гаражей и с противоположной стороны в июне 92-го находились окопы ополченцев. Стрельба велась со стороны Протягайловки. В некоторых гаражах до сих пор зияют пулевые отверстия. В это же время один из взводов народного ополчения охранял фабрику «Тигина», поскольку «борцы за территориальную целостность» уже отличились как мародеры. Ими были разграблены фабрика «Флоаре», кинотеатр, пивзавод и многие другие объекты.
Улица Советская, д. 39. Здание союза воинов-интернационалистов города Бендеры. В 1992-м это был штаб гвардии. Рядом – окопы, техника: трофейные БТР и «безоткатка» … Во внутреннем дворе хоронили убитых товарищей, вывезти которых просто не представлялось возможным: Колю Белана, Сашу Капустенко… И это всё под огнем противника. В мощных металлических воротах хорошо видны пулевые пробоины…
Район Бендерской обувной фабрики. Улица Московская. Здесь занимало оборону отделение Виталия Фирсова. Рядом – здание АТС. Отсюда велась «телефонная разведка». Звонили наугад, зная только первую цифру, в тот или иной район, выясняя тактическую обстановку…
Центральная библиотека им. Пушкина – трудно даже представить себе более тихое, мирное место… Однако 27 лет назад в этом районе шли интенсивные бои. Здание поочередно занимали опоновцы и гвардейцы. Неприятель изрешетил одну из стен выстрелами из автоматического оружия. Били по людям и книгам… Гвардейцы обороняли и горком партии (ныне – здание прокуратуры).
…Василий Иванович Каражелясков ведет меня тем путем, каким они с ребятами-железнодорожниками шли в 1992-м к горисполкому, куда должны были доставить боеприпасы.
И вот мы на улице Кирова. В палисаднике памятник: «Коваленко Михаил Петрович. 2.06.1956 г. – 20.06.1992 г.». Михаил Петрович не был сотрудником депо. Но он тоже пришел за оружием в гвардию, когда город стал мишенью для боевиков. Итак, отряд в количестве двадцати восьми человек пробирался к горисполкому. Был день 20 июня, раннее утро. Однако путь, который в мирное время можно было одолеть за 15-20 минут, занял… три часа. И прошли его не все. Михаил Петрович был инвалидом, хромал на одну ногу. Если бы он тогда остался дома, его бы никто не осудил. Не остался. И вот, на ул. Кирова его настигла пуля снайпера – это был их первый погибший. Пуля пробила артерию. Спасти Михаила не удалось, уже смертельно раненного защитника положили под деревом. Здесь ныне и стоит памятник.
Вошли в здание со стороны собора, через подвал. Так, казаки и милиционеры, защитники ключевого пункта обороны города, символа непокоренных Бендер, получили подкрепление, которому, в свою очередь, ещё только предстояло приобрести боевой опыт…
Василий Иванович рассказал, что в дни Бендерской трагедии у одного из боевых товарищей, Ромы Портного, жена вот-вот должна была родить. К горисполкому они пробирались как раз мимо его дома, и беременная женщина из окна увидела мужа с оружием в руках. Она разрыдалась, стоя на балконе, стала его звать … И он пошел. Пошел, чтобы перепоручить жену соседке, работавшей акушеркой. А все остальные, пока он ходил, ждали его во дворе с автоматами, снятыми с предохранителей, заняв позицию на случай внезапной атаки…
Текст и фото Николая ФЕЧА.