Домой Культура Живопись как форма молитвы

Живопись как форма молитвы

0

Иногда опасаются, что вера с её догматами, «суровой моралью», всевозможными ограничениями способна сделать жизнь молодого человека менее яркой.

Картины студентки Рыбницкого филиала ПГУ Александры Гневашевой служат живописным опровержением этого мнения. Не случайно, известный православный миссионер, публицист, протоиерей Андрей Ткачев говорит: «Православие не доказуемо, а показуемо».

Выставка молодого художника открылась в Тираспольском филиале Московского института предпринимательства и права. Экспозиция посвящена приднестровским храмам, родной земле, увиденным особым, авторским взором.

Александра окончила Бендерский высший художественный колледж. Её ведущими преподавателями были Постойкины Виктор Иванович и Елена Васильевна. В настоящее время учится на кафедре декоративно-прикладного искусства ПГУ. Признается: Виктор Иванович сыграл в её жизни особую роль. Их взгляды часто расходились (особенно на колорит). Александра видела цвет совершенно по-другому. Виктор Иванович на первых порах её поправлял, недоумевая: откуда что берется? Но потом, ближе к дипломной работе, смирился или, может быть, сам что-то пересмотрел. И многое сделал для развития авторского видения.

Наставник, старший товарищ, он не торопил её: «Посмотрим, что получится».

Александра продолжает идти по выбранному пути. Живопись для неё не только удовольствие (в чем в свое время упрекали Ренуара), но и послушание, дисциплина. Порой в трудные минуты кажется, что больше не можешь работать. Но нельзя легкомысленно ожидать вдохновения, нужно двигаться, несмотря на встречный ветер.

Очень близок Александре по духу, как и по экспрессивному выражению, Ван Гог. Знаменитый голландец умел в одном мазке, одной линией передать характер свой и вещи. Глядя на его работы, видишь автора, понимаешь, что куст на картине – больше, чем куст, и вместе с тем «очень куст», «куст в квадрате» (к чему позже, в том числе и формально, стремились кубисты).

А ещё Александре запомнилось, как Виктор Иванович учил строить линию. Он говорил: «Не можешь построить с одной стороны, построй с другой, и тогда ты увидишь всё по-другому». Это правило может быть применено и в философской проблематике, в связке «материя – дух». Если реальный мир кажется слишком уплощенным, тусклым, попробуй взглянуть на него сквозь призму идеальных величин, которые ничуть не менее реальны, просто они – другие. Так и получаются у художника картины, где реально существующие Кицканский монастырь, Рашковский костел, церкви в Строенцах, Валя-Адынке, написанные на пленэрах, в рамках симпозиумов «Кам-art», предстают в совершенно ином свете и даже в ином окружении.

Александра говорит, что трактовка пейзажа у неё сознательно «фантастична», «декоративна». Это осмысленный ход, призванный передать ирреальную, а точнее – сверхреальную величину.

Творческий почерк автора экспозиции, безусловно, ещё не сформирован. Работы полны юношеского романтизма, но есть в них и то, что сближает Александру Гневашеву с такими приднестровскими живописцами, как Виктор Постойкин, Павел Китаев, Владимир Скоробагатый. И, думается, секрет не только в формальной передаче, которая во многом и разнится, а именно в богатом внутреннем мире авторов. Духовная же реальность у настоящих художников всегда становится реальностью живописной. И наоборот.

Николай Феч.

Exit mobile version