5 C
Тирасполь
Четверг, 2 января, 2025

Популярное за неделю

С верой и надеждой

В столичном кафедральном соборе Рождества Христова прошло Епархиальное собрание. Цель...

«Мешок открыток» про Новый год

На объявленный газетой «Приднестровье» конкурс «Новогодняя открытка из прошлого»...

Новоселье под Новый год

Жительница Дубоссар Анна Кишларь говорит, что совершенно не ожидала...

Главное – безопасность

В преддверии возможного отключения газа в республике Правительство и...

Жить не по лжи

В госуниверситете состоялась научно‑практическая конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения Александра Солженицына.

Мероприятие прошло в центре «Русский мир» и было организовано кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета ПГУ. Конференция получила название «Творчество А.И. Солженицына как феномен русской и мировой литературы», и слово «феномен» в нем далеко не случайно. Фамилия «Солженицын» – пожалуй, единственная, которая может вызывать как восторженные отклики, так и крайне нелицеприятные. Великим патриотом или великим предателем был Александр Исаевич, гадают и по сей день. Несомненно, каждый остается при своем мнении, потому я не стану в этой статье разводить споры, а лишь расскажу о тезисах докладов выступавших.

Профессор и заведующий кафедрой Сергей Заяц рассказал о свободе как нравственной категории творчества Солженицына. Парадоксально, но писатель был свободен, когда находился в заключении, в лагере. Почему так? Только там он мог поступать согласно совести. Грубо говоря, «жить не по лжи» он научился именно в неволе, среди таких же осужденных по злосчастной статье 58-10. В связи с этим мне вспомнился отрывок из «Архипелага ГУЛАГ»: «Я метал подчиненным бесспорные приказы, убежденный, что лучше тех приказов и быть не может. Сидя, я выслушивал их, стоящих по «смирно». Обрывал, указывал. Отцов и дедов называл на «ты» (они меня на «вы», конечно)». Мало кто знает, как сложилась бы судьба капитана Советской Армии Солженицына, не прочитай его письма с критикой сталинского строя цензура.

Солженицын честно говорит: лагерь его в какой-то мере перевоспитал, вернул к корням (вспомним, что в школе Солженицын носил крестик, за что его нещадно гнобили). Это упомянул в своем докладе Николай Дымченко, доцент и завкафедрой общегуманитарных дисциплин ТМУ. По его мнению, Александр Исаевич не был диссидентом в том смысле, в котором мы привыкли использовать это слово, хоть на Западе его и относили к этой категории. После выдвижения Солженицына на Нобелевскую премию советские власти не раз предлагали ему покинуть страну, однако он отказывался. Только в 1974 году, после скандала с «Архипелагом ГУЛАГ», Солженицына лишили советского гражданства и выслали в ФРГ. Кстати, по приезде Солженицына обратно в Россию отношения с властью у него снова не заладились. Ельцина и Горбачева он оценил как безответственных политиков, а вот Путина котировал достаточно высоко и в начале нового века заявлял, что он выведет страну из трясины.

Еще при жизни в СССР, в течение недолгого «романа» Солженицына и советской литературы, он шел на определенные уступки системе. Людмила Кабанюк, представитель ассоциации «Педагогические инновации», напомнила, что действие рассказа «Матренин двор» изначально велось в 1956 году, и по цензурным соображениям было перенесено в 1953-й (из хрущевского периода – в сталинский, который «можно» было критиковать). Еще более фарсово выглядела реакция литературных кругов на публикации экс-лагерника. Преподаватель кафедры Алла Винницкая рассказала о судьбе рассказа «Один день Ивана Денисовича». В 1962 году, немалыми стараниями Твардовского и благосклонностью Хрущева (который видел в произведении критику Сталина), рассказ был опубликован в журнале «Новый мир». Солженицын мгновенно стал известен на весь мир и уже через месяц был принят в ряды Союза писателей СССР. Но литераторы и критики того времени попросту боялись писать рецензии на «Ивана Денисовича»! Как тут отреагируешь: критиковать ли автора или наоборот хвалить (а хорошо ли хвалить того, кто критикует строй и лагерную систему?..).

Одним из первых авторов рецензии на рассказ Солженицына стал кишиневец Ион Друцэ. Он сам находился в Москве, как бы во внутренней ссылке (в 1968 году под давлением молдавского ЦК КП ему пришлось покинуть Кишинев).

Преподаватели Ирина Бавенкова и Галина Николаева провели заочную полемику по «Крохоткам» автора. Если первый докладчик рассматривала цикл Солженицына как «стихотворения в прозе» и сравнивала их с опытами Ивана Тургенева, то второй докладчик говорила о «Крохотках» в плане тематики и отнесла их к миниатюрам. Интересно, что Твардовский первоначально этот цикл не оценил. Но их звучание поистине воодушевляет: «Пусть это только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!».

А Надежда Милентий, сотрудник кафедры русской и зарубежной литературы, провела сопоставление «Одного дня Ивана Денисовича» с другим хрестоматийным произведением о несвободе – романом-антиутопией Джорджа Оруэлла «1984». «Это было буквально как взрыв бомбы. Громадный тираж «Нового мира» разошёлся в один день. Люди осаждали киоски «Союзпечати», – вспоминала в интервью вдова писателя Солженицына. Роман Оруэлла во многом воспринимали как карикатуру на коммунистический мир – неудивительно, что в СССР он был запрещен до 1988 года (то же случилось и с наследием Солженицына после «опалы»). Кстати, знаменитая формула «дважды два равняется пяти» Оруэллу была навеяна не менее знаменитым лозунгом советских времен «пятилетку в четыре года».

Конференция прошла в продуктивном ключе – и перипетии солженицынского мира ее участники обсуждали еще долго. Там и «В круге первом», и «Раковый корпус» (эту повесть в Советском Союзе предлагали официально напечатать в обмен на отказ от публикации «Архипелага ГУЛАГ» за границей, но Александр Исаевич стоял на своем), и монументальное «Красное колесо» (философский труд-переосмысление революции, которая проехалась по стране символическим колесом). Как отмечают приднестровские литературоведы из ПГУ им. Т.Г. Шевченко, творчество Солженицына – непаханое поле для исследователей! Главное в анализе творчества этого писателя – относиться к его идеям с расстановкой, с чувством меры, не впадать в экстаз как гневных хулителей, так и восхищенных почитателей. Быть где-то «не по лжи», посередине.

Никита МИЛОСЛАВСКИЙ.

Фото: www.spsu.ru

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Новым годом

Дорогие приднестровцы! От всей души поздравляю вас с новым, 2025...

Поздравление с Днём спасателя

Уважаемые спасатели! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Служба в рядах спасателей...

Тепла нам и радости

Вот-вот наступит Новый год. Уже 2025-й. Все мы думаем...

Поздравление с Днём кино

Дорогие кинематографисты и любители кино! Поздравляю вас с Днем кино! Этот...

Пространство любви

На храмовом празднике села Теи мы познакомились с Константином...

Архив