В детстве все было вкусным, высоким, большим, ароматным, волнующим. Как любит шутить мой сын: «Скажи еще, что раньше было лучше». Говорю. Ведь раньше было наше с вами беззаботное время. Не зря сегодня рекламщики вовсю эксплуатируют тему ностальгии – вкусно, качественно, дешево, добротно, «как раньше». И оттуда, из детства, наша память взяла все самое-самое. В числе самого-самого – любимая еда.
Когда я была маленькой, летом родители возили нас с братом в Сочи. Такие поездки были желанны, запланированы и весьма доступны. Там, в Сочи, мы особенно любили аттракционы с машинками, которых у нас тогда еще не было. Еще любили покупать чебуреки – тесто было тянучим, тонким настолько, что просвечивалось. А мясо в них – ароматным, сочным, как и должно быть. Но больше всего мне запомнились наши походы в пельменную. Там мы располагались за высоким столиком на одной ножке, заказывали 4 порции пельменей, 4 стаканчика со сметаной и 4 какао с молоком. Какао подавали в граненых стаканах с подстаканниками – были они железными, винтажными, расписанными разными цветами. Подстаканники всегда завораживали меня. Казались сказочными атрибутами путешествий. Такие встречались в поездах, в тираспольской пончиковой, на месте которой сейчас банк, и вот здесь, в пельменной Сочи. Папа всегда просил еще два пустых стакана, в них он остужал нам с братом по чуть-чуть какао. Этот напиток до сих пор напоминает мне о детстве еще и потому, что его обожает мой сын, предпочитая на завтрак. А завтрак выходного дня у нас никогда не бывает кашей. Это святое правило.
Утро в субботу начинается с возни на кухне. Иногда я хитрю и «просыпаюсь» позже мальчишек. Упорно лежу в постели и наслаждаюсь отголосками разговоров, доносящихся из кухни, и звуками кухонной утвари, пущенной в работу. Чуть позже в мою комнату заглядывают манящие запахи, а за ними вскорости – и два лица. Сын с мужем зовут завтракать. На завтрак они любят приготовить малюсенькие гренки в кляре, творожные ленивые вареники со сметаной и подать все это со свежими овощами. Такие гренки нас научил готовить супруг, ими в детстве его баловала бабушка. Белый батон режется на небольшие кубики, которые обжариваются в растительном масле до приличной такой корочки. После чего на сковородку прямо в греночки выливаются взбитые с молоком и солью яйца. Через время гренки переворачиваются и снова остаются на сковороде до образования хрустящей корочки. Сверху посыпаются мелко нарезанным укропом. В это же время закипает подсоленная вода, в которую опускаются по одному кружочки вареников. Они у нас ленивые по-настоящему. Мое изобретение. На такие вареники тесто замешивается, как обычно: творог, яйцо, немного муки, соль. Но вместо раскатывания его пластом и нарезания на прямоугольные кусочки я просто отщипываю немного теста и делаю колобок. Бросаю в кипящую воду до выныривания. И так до тех пор, пока тесто не закончится. Этот быстрый и веселый метод для ленивых и веселых людей. Я ленивая, мой сын веселый, метод нам подходит идеально. Лепить и есть колобков особенно любит ребенок – так получаются куда более творческие экспонаты, чем классические.
Когда я была маленькой девочкой Танюшей с длинной косой, папа готовил другие гренки, а мама лепила другие ленивые вареники. Но вкусно было не менее. Какао всегда оказывалось молочным-молочным и сладким-сладким. Папа даже где-то нашел и купил подстаканники – чтобы было совсем как в сочинской пельменной. И все же тогда было не лучше. Чуть по-другому. Потому что чуть другими были мы. Чуть младше, чуть беззаботнее. Но и сегодня рядом с нашими детьми нам хорошо, вкусно, забавно, здорово…
…Если помните свое детство или имеете счастье наблюдать за тем, как растут ваши дети или внуки, то знаете, что в детстве все хочется делать по-своему, во все вносится изюминка: как лепить, с чем соединять, как украшать и с чем подавать. Потому ленивые вареники у нас случаются совершенно разных размеров, а сметана, с которой они преподносятся едоку, порой смешивается с кетчупом и называется «сметчупом». Из овощей вырезаются фигурки, рожицы, смайлики. Сплошные эксперименты в завтраках из детства. Сплошная фантазия и творчество. Сплошное счастье.
Татьяна Астахова-Синхани.