Домой Агросектор Зерновые – хорошо, но многопрофильность лучше

Зерновые – хорошо, но многопрофильность лучше

0

Когда сейчас речь заходит о сельском хозяйстве, то чаще всего на слуху Слободзейский и Григориопольский районы.

Они наиболее пострадали от не сулящей обильные урожаи погоды, капризничающей с осени прошлого года, которая выдалась без дождей. Затем последовала бесснежная теплая зима, а потом столь же нещедрая на осадки весна, сопровождаемая к тому же ещё и сильными морозами в конце марта – начале апреля. Майские дожди были редки, недолгой отдушиной для аграриев. После пришла зашкаливающая за тридцать градусов по Цельсию жара.

Это, если коротко, а если в деталях, о Слободзейском районе мы уже недавно рассказывали. Теперь же речь пойдёт о Григориопольском. Начнём с зерновых культур. Они составляют 32 тысячи га из 56 тысяч га пахотных земель. По словам начальника районного управления сельского хозяйства Петра Молоченко, когда озимые «вошли в зимовку», из-за засушливой осени на 20 тысячах га, отведённых под зерновые, не было всходов. Правда, весной кое-где они проклюнулись. Происходившее далее мой собеседник описывал с нарастающим драматизмом: «Ударившие в конце марта – начале апреля морозы в 11-12 градусов, которые наделали бед, тоже было не самое страшное. Озимый клин выдерживает заморозки на почве в 5-6 градусов, но 11 – это уже сильно. Идёт процесс вегетации. Клетки наполнены жидкостью. Это стресс для растений, но самым страшным стало отсутствие осадков весной и высокие апрельские температуры. В апреле идёт закладка колоса, и майские дожди уже не могли ничего исправить».

В итоге первоначально хотели подчистую списать почти половину из 32 тысяч га озимого клина. Правда, Пётр Васильевич с долей осторожного оптимизма заметил, что не считает и эти почти 16 тысяч полностью погибшими. «Даже там, где отмечена стопроцентная гибель, не везде мы рекомендовали перепахать землю. И хозяйства пошли на это. После майских дождей кое-где пшеница выкинула колос. Каким он будет?  Чуть-чуть подождём, и, если что, некоторые площади мы вернём. Я не исключаю такой вариант», – сказал начальник управления. Остальные 16 тысяч га посевов озимых тоже далеки от идеала. Все они относятся к категории частично пострадавших. Причём это зачастую означает, что потери составляют 50-60%. Начиная с 2008 года, в Григориопольском районе традиционно собирали свыше 100 тысяч тонн зерна. Бывало, что доходило и до 120. Это был наивысший показатель по республике.

Но это дела предыдущих лет. «Мы уже видим снижение объёмов очень и очень сильно. В пять-семь раз, – заметил Пётр Молоченко. –  Ожидаемая урожайность – 20-25 тысяч тонн. Это предварительные прогнозы. Сейчас идёт формирование зерна. 32-33 градуса –плохая погода для пшеницы. Зерно может оказаться щуплым, поэтому можем ещё потерять. Если будет хороший дождь, то получим чуть лучше». Как в воду смотрел главный аграрий Григориопольского района. Через несколько дней после нашего первого разговора пошла череда дождливых дней. Я повторно связался с Петром Васильевичем. «Если бы жара держалась ещё недельку, то у нас зерно было бы ещё худшего качества. Можно надеяться, что теперь оно сформируется чуть лучше», – заметил он, подчеркнув, что, конечно, дожди должны благотворно повлиять и на яровые. Их сев уже практически завершён. Есть, по словам руководителя, небольшой недобор до плана по насаждениям кукурузы и подсолнечника.  Говоря о дождях и посевной, он  вспомнил старинную поговорку: «Сеешь в грязь – будешь князь!», а заодно рассказал, как в григориопольских хозяйствах работа кипела все майские праздничные и выходные дни.  В продолжение дождливой темы затронули и проблемы мелиорации.

«Сегодня по орошаемым землям мы  первый район в республике. Но этого недостаточно. Из 56 тысяч га общей площади сельхозугодий в советское время 23 были поливными землями. Не каждый сезон всё количество срабатывало, – рассказал мой собеседник. – Стабильно работали ежегодно 19-20 тысяч. В настоящее время за хозяйствами района закреплено 19 тысяч га орошаемых земель, из которых в зависимости от года работают 6-8 тысяч. Над этим надо поработать – выйти хотя бы на 60% использования поливных земель».

Овощеводство и выращивание кормов невозможно без орошения. Но о поливе уже задумались и те из аграриев, кто пока ещё исключительно  специализируется на зерновых. По мнению Петра Васильевича, монопрофильный уклон – тупиковый путь.

«Заниматься зерновыми надо. Это валюта. Но мы сейчас поддерживаем, покупая молочные и мясные продукты за рубежом,  чьё-то животноводство по не самым выгодным для нас ценам, – сказал он. –  Во время объездов я говорю аграриям: «Вы должны найти свою дополнительную нишу. Ты уже состоялся – работаешь 5,7, 10 лет. Но думай дальше! Мир на месте не стоит». И к моим словам прислушиваются. Начинают заниматься и фруктами, и   овощами, и животноводством. А некоторые и переработкой собственной продукции. А просто вырастить пшеницу и продать её – сегодня угадал, а завтра нет».

Животноводство, по словам Петра Молоченко, должно потянуть вверх за собой и растениеводство во всех его ипостасях. Минеральные удобрения стоят ныне достаточно дорого, а гумус (попросту – навоз) – дармовая, но очень нравящаяся почве пища.  «В советские времена фермы района давали  500 тысяч тонн навоза. Дал на гектар 80-100 тонн – обеспечил себя на пять лет замечательной органикой. Отдача была идеальной. Поэтому наряду с новейшими технологиями в земледелии нам надо стремиться и к развитию животноводства», – заметил мой собеседник.

Что же касается выращивания овощей и фруктов, то, по его словам, необходимо, чтобы было, где их перерабатывать. В бытность существования Григориопольского консервного завода в районе выращивалось порядка 100 тысяч  тонн томатов. Сегодня всего 1,5-2 тысячи тонн. Транспортировать на более дальние консервные заводы невыгодно. Говорит, что пытались местные аграрии работать с Каменкой по яблокам. Прогорели из-за транспортных расходов. Но, вместе с тем, в районе стала интенсивно развиваться глубокая заморозка фруктов и овощей. Причём холодильниками обзавелись не только крупные сельхозпредприятия, но и некоторые крестьянско-фермерские хозяйства.

На въезде в Григориополь находится офис фирмы «Агрокомпакт», занимающейся интенсивным садоводством. Ей принадлежит самый крупный в Приднестровье холодильник, готовый принять пять с половиной тысяч тонн продукции. Решило предприятие проблему и с поливом. Бассейна на 36 тысяч кубометров воды хватает на весь сезон. Правда, в этом году на высокий урожай «Агрокомпакту» рассчитывать  не приходится. Причина – всё те же мартовско-апрельские морозы. Но, как заметил Пётр Молоченко, могло быть гораздо хуже. Два первых температурных удара сад выдержал благодаря вовремя предпринятым мерам – была подожжена солома,  и дым согрел деревья. А третье понижение температуры, хотя оно было и менее существенным, чем первые, стало губительным для будущего урожая. Подвёл ветер. Если в первые разы он гнал дым прямо в сад, то в третий – уходил почти вертикально вверх. И всё-таки фрукты, хоть и не в таких объёмах, как в предыдущие годы, у «Агрокомпакта» всё же будут. Да и урожая зерна на внутренние нужды, как особо подчеркнул начальник районного управления сельского хозяйства, тоже хватит.

Кирилл Нефёдов.

Exit mobile version