Президент Молдовы Игорь Додон на днях обмолвился о проведении референдума. Дальнейшая судьба Приднестровья – единственный вопрос, который он хочет туда внести.
Пока это только президентская инициатива. Как известно, глава государства в Молдове ограничен в своих полномочиях, но в Тирасполе на очередное громкое додоновское заявление всё же внимание обратили. МИД ПМР опубликовал официальный комментарий по этому поводу.
Перво-наперво наше внешнеполитическое ведомство напомнило, что приднестровский народ уже давно определился со своим будущим. В Приднестровье прошло 7 референдумов, среди них и те, где прямо ставился вопрос о независимости Приднестровской Молдавской Республики. Кроме того, 17 сентября 2006 года приднестровцы высказались не только за суверенитет своей страны, но и за последующее свободное вхождение её в качестве субъекта в Российскую Федерацию. Стоит также заметить, что и самому созданию 2 сентября 1990 года тогда ещё ПМССР предшествовали местные референдумы и сходы граждан. «Народ Приднестровской Молдавской Республики как носитель суверенитета и единственный источник власти уже сделал свой свободный самостоятельный выбор», – говорится в МИДовском документе.
Что же касается Молдовы, то авторы комментария напомнили, что её независимость провозглашалась без всякого участия народа. А своей Декларацией о суверенитете от 28 июня 1990 года Верховный Совет ССР Молдова (так тогда официально называлась эта союзная республика. – Прим. ред.) сам признал право Приднестровья на самоопределение. Помимо декларации, 23 июня было принято решение о незаконности создания в 1940 году Молдавской ССР. Для тех, кто подзабыл, стоит напомнить, что создана она была путём объединения части Бессарабии с МАССР, куда почти полностью входила нынешняя ПМР.
В связи со всем вышесказанным, МИД ПМР заявил: «Выдвинутое президентом РМ предложение определить путь развития соседнего приднестровского государства большинством голосов граждан Молдовы выглядит противоречащим базовым принципам демократии и не имеет ничего общего с реалистичным механизмом нахождения окончательной формулы политического урегулирования конфликта».
Правда, саму идею проведения в Молдове всенародного референдума наше внешнеполитическое ведомство назвало «весьма прогрессивной для молдавской политической системы», так как до сих «все принципиальные государственные решения в РМ принимались исключительно парламентом». Но при этом МИД ПМР посоветовал официальному Кишинёву на плебисцитах решать насущные для народа вопросы, а не судьбы соседних государств.
«Попытка решать на национальном референдуме различные вопросы – «новое слово» в политике Молдовы. Судя по народным протестам в РМ, значительно более востребованным стало бы вынесение на всенародное голосование действительно злободневных и важных для граждан Молдовы вопросов, связанных с определением дальнейшего вектора развития», – говорится по этому поводу в комментарии.
Также в нём сказано и об ещё одном приднестровском референдуме. В 1995 году граждане нашей республики высказались за сохранение в республике российского военного присутствия. «В данном контексте в МИД ПМР подчеркивают, что приднестровская сторона выступает категорически против вывода с территории Приднестровья миротворческих сил Российской Федерации», – заявило в связи с этим внешнеполитическое ведомство.
Александр НИКИТИН.