Домой Агросектор Мы ведь не хотим покупать импортные продукты?..

Мы ведь не хотим покупать импортные продукты?..

0

Мы все помним кошмарную засуху прошлого года. Треть посевов погибла полностью, еще треть повреждена. Как следствие, снизился экспорт сельскохозяйственной продукции. А это падение не просто сухие цифры где-то в отчетах. Значит, что производители-экспортеры получили меньше денег. Тоже, кстати, на треть меньше, чем в 2019 году.


А вот «меньше денег» проблема уже не только каких-то отдельных бизнесменов, и не только их сотрудников, не получивших доходов, на которые рассчитывали (фирме попросту не с чего платить).

Это проблема для всех нас. Потому что все невыплаченные премии и недополученные доходы предприятий означают, что государство не получило налогов с этих сумм. А значит какие-то программы пришлось урезать, какие-то – растянуть по срокам, а какие-то и вовсе приостановить. Вот что такое засуха для Приднестровья. И для противодействия этому явлению пока ничего лучше мелиорации не придумали.


Стратегия развития ПМР  на 2019-2026 годы

3.7. Политика в сфере агропромышленного комплекса

Основными задачами развития АПК, направленными на достижение цели по обеспечению продовольственной самообеспеченности республики в перспективе, являются:

б) развитие орошаемого земледелия как основы роста производства сельскохозяйственной продукции.


Вот о том, что и как делается в нашей стране для коренного улучшения земель, мы и разговариваем с Олегом Дилигулом, первым заместителем министра сельского хозяйства и природных ресурсов.

– Нельзя сказать, что мелиорацией только сейчас начали заниматься. Правительство еще несколько лет назад установило специальный тариф на воду для полива – 70 копеек за кубометр…

– Насколько помню, это даже ниже себестоимости.

-Да. Причем в некоторых районах – во много раз ниже. Тем не менее даже в сегодняшней сложнейшей обстановке, когда огромные средства из бюджета были направлены на борьбу с пандемией, тариф не повышается.

Разумеется, это далеко не все. Были еще и льготные кредиты, и снижение ставки налога на доходы, и освобождение от земельного налога… И конечно, нельзя забывать о российской помощи – в республику поступило 90 миллионов российских рублей, и все организации, которые обратились за помощью, её получили.

Это все, конечно, и само по себе немало, но это тактические действия. Однако засухи и заморозки в нашем регионе были и будут всегда. По данным минсельхоза, засухи могут повторяться каждый 2-й, 3-й или 4-й год. Анализ недавней истории подтверждает: с 2000 года в нашем регионе было 6 засушливых лет. Но что особенно неприятно – в последние два десятилетия засухи происходят гораздо чаще, чем в прошлые столетия, и при этом становятся все более сильными.

Поэтому есть и задача стратегическая: не только справиться с последствиями того, что уже случилось, но и сделать так, чтобы воздействие природных явлений было минимальным. И без полива, без мелиорации вообще здесь никак.


По словам Олега Дилигула, были и предприятия, которые заявления не подавали. В итоге остались невостребованными средства, превышающие 2 миллиона приднестровских рублей. Эти средства были направлены на другие цели, в том числе и на финансирование кредитной процентной ставки Фонда госрезерва, других программ развития, которые сегодня нужны республике.


Вот несколько цифр: в 2020 году средняя по республике урожайность ярового ячменя составила 16,8 ц/га. А на участках с поливом – 35,2 ц/га. В два раза больше (и даже больше, чем в нормальный год). Ржи на орошаемых землях получили 43,3 ц/га (и опять – выше, чем при обычной погоде), а на неорошаемых – в 3 раза меньше. Какие еще нужны доказательства необходимости орошения?

Впрочем, Правительство ПМР пользу от орошения и так знает. Только в этом году на мелиорацию планируют выделить из бюджета не менее 11 миллионов рублей. В минсельхозе подчеркивают: это деньги, которые будут давать не «в никуда», как когда-то (помните легендарные советские «освоенные миллиарды»), а под конкретные проекты с конкретными исполнителями.

По планам минсельхоза, в этом году общая площадь орошаемых земель должна увеличиться на треть – с 18 до 24 тысяч гектаров. Для этого, по словам министра сельского хозяйства и природных ресурсов Ефимия Коваля, будет восстановлено и реконструировано 8 насосных станций, в том числе 2 головные: в Чобручах и Ташлыке. Также проведут замену напорного трубопровода в Григориопольском филиале и ремонт оборудования в Рыбницком филиале и на Северо-Дубоссарском оросительном массиве.

Действуя в этом же стратегическом ключе, Александр Мартынов, глава Правительства, на днях поручил составить реестр орошаемых земель. Уже есть и в ближайшее время будет рассмотрена Верховным Советом государственная целевая программа восстановления и развития мелиоративного комплекса.

– А откуда возьмут деньги на эту программу? Ведь сбора на развитие мелиоративного комплекса на всё и сразу явно не хватит.

— А его ставка (50 рублей в год с гектара) и должна быть необременительной. Конечно, общая сумма от этого сбора гигантской не будет. Поэтому и предусмотрена поэтапная реализация программы.


По программе планируют восстановить или реконструировать 15 насосных станций (в том числе 5 головных). В ближайшие 5 лет орошаемые площади возрастут до 56,8 тысячи гектаров. Кроме того, проведение ремонтно-восстановительных работ на насосных станциях позволит предотвратить выбытие орошаемых земельных участков общей площадью 15 687 гектаров. По расчетам минсельхоза, чтобы это все воплотить в жизнь, нужно не менее 176 миллионов рублей. И это только из бюджета.


И не забыли о людях. Да, зарплаты у мелиораторов далеко не самые высокие в стране. И прямо сейчас исправить это нет возможности: очень велики расходы на борьбу с коронавирусом. Однако в Правительстве был найден способ, который позволит хотя бы снизить остроту проблемы, – реорганизация предприятий, которые занимаются мелиорацией. Теперь у них есть возможность более оперативно распоряжаться фондом оплаты труда, и это положительно сказывается на зарплатах сотрудников.

– Но и размер зарплаты теперь тоже стал зависеть не только от Правительства, – отмечает Олег Дилигул, – но и от эффективности самого предприятия, от его финансовых результатов. То есть смогут подавать больше воды – будет больше выручки, и часть ее можно будет направить на повышение оплаты труда.

– И это хорошо. Но вот другой вопрос: почему только и слышно, что будут какое-то оборудование закупать за границей? Неужели наши промышленные предприятия не могут ничего сделать?

– Почему же не могут? Могут и делают. Последние года два задействуют много мелиоративного оборудования приднестровского производства. Пока, к сожалению, не все, но много. Например, тяговые электродвигатели на насосных станциях «Электромаш» делает. Трубы полимерные, причем большого диаметра, которые используют на магистральных трубопроводах, тоже нашего производства.

То, что Правительство держит проблему орошения на контроле, безусловно хорошо. Потому что можно много говорить о повышении урожайности на орошаемых землях, о росте объемов продаж, а можно просто сказать: там, где поливают, урожай будет. Поэтому сегодня мелиорация касается не только людей, которые работают в поле. И поэтому проблемы с ней – наши общие. Мы ведь хотим покупать продукты собственного производства?


Сергей ИРОШНИКОВ.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version