В эфире телеканала «Россия 24» Президент Евгений Шевчук ответил на вопросы ведущего программы «Вести» Максима Киселева. В рамках организованного телемоста речь шла о ситуации вокруг Приднестровья.
Максим Киселев, ведущий: С нами на связи Евгений Шевчук, Президент Приднестровской Молдавской Республики.
Евгений Васильевич, здравствуйте! Один из экспертов сравнил Приднестровье с окруженной крепостью. Блокада – это то определение, которое сейчас подходит к описанию ситуации в Приднестровье?
Евгений Шевчук: Я полностью согласен с этим определением, потому что мы ощущаем усиливающееся давление на Приднестровье со стороны Кишинева, официального Киева и в области экономики, и в информационной области, и в фактически военной, потому что вдоль границ концентрируются дополнительные силы и средства данных государств.
Максим Киселев: Не пропускают мужчин. У вас нет возможности импортировать свои товары. Мы знаем, что в Приднестровье есть крупные предприятия, и вы можете торговать. Удается ли хоть какой-то продукции сейчас прорваться сквозь границы? Как вы зарабатываете?
Евгений Шевчук: Все больше и больше сложностей. Усиливается фактически блокирование экономических возможностей Приднестровья. Это началось в конце августа прошлого года, когда Украина изменила режимы для наших предприятий. В этом году усиливается уже решение молдавских властей.
К сожалению, многие предприятия останавливаются, снижают объемы производства, падают поступления в бюджет. По нашему мнению, искусственно провоцируется дополнительная социально-экономическая напряженность.
Максим Киселев: Саакашвили буквально совсем недавно успел обвинить Приднестровье в том, что именно от вас, мол, идет контрабанда через Одессу на территорию Украины. Что Вы ответите Михаилу Николаевичу?
Евгений Шевчук: C 2006 года на приднестровско-украинской границе находится миссия EUBAM. Это европейские эксперты, которые не нашли ни одного факта контрабанды. Поэтому я посоветовал бы более внимательно ознакомиться с отчетами международных экспертов. Я расцениваю эти заявления как очередной элемент информационной войны и давления на Приднестровье, чтобы создать предпосылки по более плотной блокаде Приднестровья.
Максим Киселев: Как, на Ваш взгляд, может сказаться на усилении давления на Приднестровье приход Михаила Саакашвили к власти в Одесской области? Ведь многие говорят о том, что именно для этого он и был туда направлен.
Евгений Шевчук: Назначение Михаила Саакашвили на данную должность – суверенное дело Украины. Но эту новость в Приднестровье, нужно прямо сказать, восприняли с определенной опаской и напряжением. Безусловно, в обществе проводятся параллели с событиями 2008 года в Южной Осетии. Мы настороженно воспринимаем эту информацию. Будем наблюдать за действиями данного чиновника. Озабоченность такая есть. Она подкреплена еще тем, что в непосредственной близости у границ Приднестровья (а у нас граница с Одесской областью примерно 400 км) сконцентрированы дополнительные силы и средства вооруженных сил Украины, национальной гвардии, некоторые подразделения выведены из так называемой операции АТО.
Любые агрессивные заявления направлены, в первую очередь, на то, чтобы отвлечь внимание жителей соседней Одесской области.
Мы отмечаем, что на протяжении длительного периода времени украинские СМИ нагнетают напряженность среди жителей Украины, даже зомбируя в какой-то части их тем, что якобы приднестровская армия совместно с российской армией с ограниченным контингентом собираются напасть то ли на Винницкую область, то ли на Одесскую, то ли на ту и другую. Безусловно, эта дезинформация плохо воспринимается жителями Одесской области, и это вызывает напряжение в самом Приднестровье.
Максим Киселев: Но ведь и молдавские военные тоже активизировались. Не так давно провели совместные учения с американцами. У вас ощущение угрозы все больше и больше, как я понимаю?
Евгений Шевчук: Я бы сказал так: риски возрастают и заставляют приднестровские власти уделять внимание вопросам повышения безопасности и непосредственно собственным силам и средствам.
Максим Киселев: Эта ситуация с миротворцами, в которой оказались подразделения миротворческих сил, когда нет возможности, судя по всему, производить ротацию, подвозить, возможно, продовольствие из-за того, что теперь Украина закрыла и небо, и свою территорию для транспортировки и миротворцев, и продовольственных резервов. Скажите, как теперь вы решаете эту ситуацию: вместе с командой миротворческих сил или они сами каким-то образом выходят из ситуации?
Евгений Шевчук: Хочу отметить, что такие действия по ограничению пропуска на территорию Приднестровья обмундирования и элементов обеспечения направлены, в первую очередь, на подрыв миротворческой операции в целом. Эти действия не новы. Такие заявления возникают в Кишиневе. Кишинев сам периодически блокирует заседания Объединенной контрольной комиссии. Украина, с другой стороны, блокирует поставку всего необходимого. Конечно, ограниченная группа войск вместе с миротворцами, как и всё Приднестровье, сегодня находится, я бы сказал, в таком недружественном политическом окружении. Что касается продовольствия, то Приднестровье – государство аграрное. Здесь достаточно продовольствия. Безусловно, мы поделимся с нашими коллегами.
Максим Киселев: Спасибо! С нами на связи был Евгений Шевчук, Президент Приднестровской Молдавской Республики.
Евгений Шевчук: Спасибо!