4.3 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Навечно нам лучшей наградой – о каждом спетая песня

В кулуарах недавно прошедшего съезда писателей Приднестровья ко мне подошла давнишняя знакомая, своеобразная поэтесса, пишущая на русском и белорусском языках, Наталья Сож, показала  семейные раритеты – два рукописных сборника стихов её отца Вячеслава Сизова, любопытную фотографию и газету с публикацией о нём же.

 

IMG_20150402_0001– Оказывается, увлечение стихами у вас наследственное,  – говорю я Наталье.

– Скорее всего, да. Отец был одарённым человеком, увлекался литературой, и нам, своим дочерям, он передал эту любовь… Папа прошёл три войны. И то,  что только озвучил с трибуны съезда представитель ГУ «Приднестровская газета» Александр Юшин о проведении республиканской акции «Моей семьи война коснулась», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, я в полной мере отношу к моей семье…

– Так что от меня требуется?

– Я передаю вам наши семейные реликвии, а вы делаете об этом материал. Нет, вы только посмотрите на этот блокнотик с металлическими обложками! Тут стихи военных лет. Насколько я знаю, на фронте не разрешалось писать дневники…

– Дневники – да. Но это же стихи «Обрывки и наброски». Возьмём первое стихотворение: «Пусть скажут потомки когда-то: // «В суровые годы войны // Он был и до смерти остался солдатом // Своей необъятной страны». Тут нет никакой военной тайны. Но попади оно в руки противника, он бы просто поперхнулся от такого патриотизма…

Или вот ещё: «За плач детей, за дым пожарищ, // За трупы братьев на пути, // За всё, что видел ты, товарищ, // За всё злодею отомсти». Строки написаны в 1944-м… Тем они и дороги нам сегодня.

– В общем передаю вам эти сокровища, а вы распорядитесь ими на своё  журналистское усмотрение…

– Будь что будет! – говорю я Наталье и принимаю из её рук «сокровища».

Прошло несколько дней,  я почти забыл о прошедшей встрече и разговоре. Но родная газета мне напомнила об этом ещё раз публикацией положения о проведении республиканской  акции «Моей семьи война коснулась»… Нахожу материалы и окунаюсь в мир военной поэзии, проникнутой любовью к родине, к любимой женщине. Тут я даже нахожу удивительное стихотворение, написанное на мотив  популярной в военные годы песни «Синий платочек», так проникновенно  исполняемой в те годы то Клавдией Шульженко, то Лидией Руслановой… А тут вышитый руками любимой девушки белый платочек, который «В  жарких боях за Отчизну, // Памятью друга храним, //Пулей пробитый, // Кровью омытый,  // Знаменем будет моим». Помечено 1943 годом.

Так кто же такой Вячеслав Сизов?  На первый взгляд, обыкновенный парень, каких было миллионы. Родился в 1910 году в Тульской губернии. Когда Россия погрязла в братоубийственной гражданской войне,  Слава потерял родителей, в восемь лет оказался в детском доме со звучным названием «Пионер-коммуна им. Н.К. Крупской». В характеристике, выданной Славе в 1925 году, утверждалось, что Слава Сизов проявил себя сознательным коммунаром, обладающим  хорошими способностями, дисциплинирован, активный участник общественных мероприятий, неоднократно избирался в органы самоуправления учебно-воспитательным учреждением, подаёт хорошие надежды на будущее.

Эти надежды Слава Сизов оправдал затем в комсомоле.  Он успешно заканчивает Комсомольскую школу политграмоты, его кандидатура среди первых  намечена  для учёбы в партшколе  второй ступени. Но Вячеслав  уезжает к брату в Ленинград и там поступает в университет. В то время  страну захлестнуло военно-патриотическое движение «Ворошиловские стрелки». Вячеслав не только быстро освоил стрелковое оружие и владение им, но ещё  на третьем курсе обучал  этому делу студентов. В Красную Армию  в сентябре 1939 года его призвали вполне подготовленным офицером. Финскую кампанию он закончил в звании старшего лейтенанта, находясь на должности помощника начальника штаба 115-го артиллерийского полка 2-го корпуса ПВО г. Ленинграда, а с объявлением войны в июне 1941 года он  возглавил штаб полка, стоящего на защите северной столицы от нападений с воздуха фашистских стервятников. В чрезвычайно жестоких боях от защитников цитадели революции требовалось невероятное мужество.

Получив капитанское звание, в феврале 1942 года Вячеслав Сергеевич направляется на шестимесячные курсы при  военной академии им. Дзержинского в г. Москве, по окончании которых  его назначают  старшим помощником начальника отдела ПВО управления командующего артиллерией Брянского фронта. В 1944 году В. Сизову присваивается звание подполковника, и ему остаётся воевать чуть больше года, поскольку последнюю точку в войне ему пришлось поставить на Дальнем Востоке, откуда его уволили в запас 28 мая 1946 года по состоянию здоровья. Вернулся домой, стал педагогом, преподавал физику, был корреспондентом-организатором районного радиовещания. Кто слышал его, утверждают, что его дикция и знание русского языка были безукоризненными.

Вячеслав Сергеевич  продолжал писать стихи. Чего в нём было больше, лирики  или физики, одному богу известно. Но то, что в нём обитала неравнодушная душа, знали все окружающие его люди. И писал он обо всём, что его окружало и отражалось в гражданской и любовной лирике, в пейзажных зарисовках,  соседствующих в рукописных сборниках с глубокими размышлениями о нашем бытие. В этом ряду, пожалуй,  особое место занимает стихотворение «Стансы»: с каким горьким юмором, с набором героев из русских басен описывает он  колхозное собрание и  коллективную пьянку после него, где лились рекой здравицы: «За лён, за бульбу тосты были, // За жирные свиней бока. / И только выпить позабыли // Мы за простого мужика. // Того, кто пашет, сеет, косит, // Кто, покорясь своей судьбе, // Всю жизнь у бога счастья просит, // Хотя бы детям… Не себе».

Вспомнив о детях, делаю последнюю попытку, чтобы поставить точку: надо уточнить имя и отчество жены Вячеслава Сергеевича, с ней он вместе, плечом к плечу, на фотографии. Набираю номер телефона Натальи Сож. И всё выясняю.

– Маму звали  Екатериной Алексеевной. Она тоже ветеран войны. Вместе с папой служила связистом на Брянском  фронте. После освобождения Белоруссии вернулась на родину и вскоре родила старшую дочь. В последние годы они с отцом жили и работали  в Тирасполе,  в Приднестровском НИИ сельского хозяйства. Маме очень хотелось дожить до 70-летия  Победы. Но, видно, не судьба. Недавно её не стало…

– Наталья, у тебя есть замечательные стихи о войне, о ветеранах. Это навеяно рассказами или воспоминаниями отца?

– Нет. Отец не любил войну. Особенно непонятную – финскую… Вся память о войне – в его стихах. А мои стихи,  скорее всего, отпечаток моей работы в библиотеке госпиталя для ветеранов…

И стихотворение Натальи Сож «Голос земли» каким-то собирательным образом  обнажает суть неразрывности поколений и семей, которых война коснулась.

 

НИКАНДР ЕЛАГИН.

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив