Весной нынешнего года в Приднестровье побывали эксперты известной немецкой консалтинговой и научно-исследовательской компании «Берлин экономикс» («BE Berlin Economics GmbH») Рикардо Джуччи и Йорг Радеке. По заказу МИД ФРГ они проводили исследование приднестровской экономики, в частности, вопросов, связанных с внешней торговлей и налоговой системой ПМР. По результатам своей работы немецкие специалисты пообещали представить рекомендации.
Сразу скажем – многостраничный итоговый доклад (он есть в нашей редакции) получился достаточно объективным, эксперты «Берлин экономикс» в сжатые, в общем-то, сроки провели серьезный анализ. Большая часть работы посвящена именно налоговой системе Приднестровья. Главное предложение авторов доклада состоит в том, что нашей республике необходима срочная налоговая реформа – с поэтапным введением налога на добавленную стоимость (НДС) в течение полутора лет. «НДС является основой государственных доходов более чем в 80% экономик мира», – подчеркивают они.
Здесь стоит напомнить, что Правительство ПМР выступало за введение НДС еще в прошлом году, предлагало переход на классическую налоговую систему (с отказом от нынешнего налога на доходы организаций и заменой его тремя общепринятыми видами налогов – на прибыль предприятий, на имущество юридических лиц и на добавленную стоимость). Однако в сентябре 2014 года Верховный Совет республики отклонил Концепцию бюджетной и налоговой политики, где содержались эти предложения.
«Берлин экономикс» в своем докладе пришло к тем же выводам, что и ранее Правительство – налоговая реформа нужна, более того, она уже фактически запоздала. В нашем сегодняшнем обзоре мы подробно расскажем о той работе, которую провела немецкая компания, и о причинах ее выводов.
Соответственно, самочувствие Приднестровья во многом определяется внешнеэкономической конъюнктурой. Авторы доклада – Йорг Радеке, Рикардо Джуччи и Ганс-Георг Петерсен – считают, что наиболее вероятным сценарием для приднестровской экономики как в 2015, так и 2016 годах будет, к сожалению, спад деловой активности.Отправной точкой в работе немецких экспертов является оценка роли внешней торговли в приднестровской экономике. Они приходят к заключению, что ПМР является очень открытой экономикой и зависит от внешней торговли даже в большей мере, чем соседняя Молдова.
«Большинство торговых партнеров Приднестровья из СНГ испытывают экономические трудности. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в 2015 году экономический спад отмечается в Российской Федерации, на Украине и в Молдове. Все это, в сочетании с возросшими административными барьерами для приднестровского экспорта через Украину, означает меньший спрос на экспорт и тормозит экономический рост. Кроме того, на этот спрос негативно влияет снижение банковских переводов, особенно из России», – обрисовывают ситуацию немецкие эксперты. По их мнению, реальный показатель ВВП в ПМР будет снижаться и в нынешнем, и в будущем году.
Одним из важных торговых партнеров Приднестровья является Европейский союз, с которым ПМР сегодня торгует в режиме автономных торговых преференций (АТП). Однако в конце 2015 года АТП прекратят свое действие. Взамен этого ЕС предлагает создать зону свободной торговли DCFTA.
Даже если в качестве альтернативы Соглашению об ассоциации «Молдова-ЕС» и будет выработана некая отдельная формула в торговых отношениях ПМР и Евросоюза (эксперты «Берлин экономикс» хоть и неявно, но дают понять, что это возможно), Приднестровье все равно встанет перед следующей проблемой – чтобы сохранить беспошлинный доступ на рынок ЕС, нужно снять пошлины и для европейских товаров, идущих в ПМР. Но если либерализовать торговлю с ЕС и снять эти пошлины, например, с января 2016 года, тогда приднестровский бюджет, по оценкам Йорга Радеке, Рикардо Джуччи и Ганса-Георга Петерсена, в следующем году недосчитается 12,4 миллиона долларов. Это большая сумма, фактически заработная плата всех бюджетников республики за один месяц. И возникает вопрос: чем заменить такие доходы бюджета, если они выпадут?
«Берлин экономикс» также задается этим вопросом. Немецкие эксперты отмечают, что теоретически у государства здесь есть два пути – либо сократить расходы, либо увеличить доходы по другим статьям. Первый вариант сразу не проходит. «Пристальное рассмотрение государственных финансов Приднестровья в 2014 году показывает опасный дефицит, равный около 12,3% ВВП, что привело к применению ряда болезненных мер, как, например, снижение заработных плат в госсекторе. Таким образом, возможности для дальнейшего сокращения государственных расходов ограничены, их мало», – констатируют специалисты немецкой научно-исследовательской компании.
Йорг Радеке, Рикардо Джуччи и Ганс-Георг Петерсен приводят цифры статистики – в 2014 году сборы по НДО дали приднестровскому бюджету более 69 миллионов долларов. То есть, казалось бы, здесь можно было бы найти потенциал увеличения бюджетных доходов. Однако немецкие эксперты видят в НДО (который они называют налогом с оборота) много недостатков.Исходя из этого, нужно, по их словам, рассматривать только один путь – увеличение доходов госбюджета. Вопрос – как его добиться? Тут тоже есть два способа: либо повысить уже существующие налоги, прежде всего налог на доходы организаций (НДО), являющийся базовым, либо ввести новые источники пополнения казны.
«Одной из проблем является то, что налог с оборота представляет собой валовый налог, который взимается с оборота как противопоставление прибыли. Даже предприятия, являющиеся убыточными, подлежат обложению этим налогом. Чтобы хоть как-то разграничить их по рентабельности, к разным секторам применяются различные налоговые ставки. Тем не менее подобная система ведет к лоббированию и вынуждена постоянно адаптироваться к меняющимся условиям рынка», – отмечается, в частности, в докладе.
Также немецкие эксперты считают, что НДО искажает конкуренцию не в пользу малого и среднего бизнеса, так как «он является выгодным для больших интегрированных компаний». По их словам, не случайно многие страны, использовавшие в свое время валовый налог с оборота, от него отказались.
Отметим, что в проекте Концепции бюджетной и налоговой политики на 2016 год и среднесрочную перспективу, который сегодня находится на рассмотрении в Верховном Совете, Правительство также указывает на недостатки НДО – прежде всего на его сильную дифференцированность, в результате чего возникает неравномерная налоговая нагрузка. Из-за этого сложилась ситуация, что в промышленности эта нагрузка в последние годы часто слишком высока, а, скажем, в торговле – низка.
По мнению «Берлин экономикс», «расширение старой и деформированной системы налога с оборота является нежелательным вариантом». Правильный путь – реформа налоговой системы ПМР и введение современных методов налогообложения, действующих как в СНГ, так и в ЕС. Речь, в частности, идет о налоге на добавленную стоимость. «Современная система НДС содействует международной торговле, обеспечивает стабильные и достаточные государственные доходы, предоставляет возможности роста для всех компаний, независимо от их размеров», – подчеркивается в докладе «BE».
НДС в Приднестровье немецкие эксперты предлагают вводить в 2 этапа. Первый этап – новый налог с низкой ставкой в 7% действовал бы только для крупных компаний наряду с нынешним налогом на доходы организаций. Этот этап – экспериментальный и короткий, 6-9 месяцев. Но он, во-первых, позволил бы в полной мере компенсировать те бюджетные доходы, которые выпадут после возможной отмены импортных пошлин на европейские товары, а во-вторых, дал бы ценный опыт внедрения НДС и приднестровским налоговикам, и предприятиям республики.
Как только этот опыт будет опробован, можно начинать второй этап реформы – налог на добавленную стоимость распространится не только на крупные, но и на средние фирмы. Малому бизнесу при этом будет предоставлен выбор – переходить или не переходить на систему с НДС.
«Как только большая часть компаний будет включена в эту систему, налог с валового оборота (налог на доходы организаций. – Прим. ред.) будет отменен, и ставка НДС увеличится до такого уровня, чтобы доходы от НДС могли заменить предыдущие доходы, поступавшие от налога с оборота. В конце второго этапа Приднестровье ввело бы систему НДС, соответствующую международному передовому опыту. Это не только обеспечило бы стабильные государственные доходы, но и стало бы средством сокращения теневой экономики», – пишут Йорг Радеке, Рикардо Джуччи и Ганс-Георг Петерсен.
Один из главных вопросов, который, пожалуй, тут возникает: реалистичен ли срок в 18 месяцев, который предлагается «Берлин экономикс» для полноценного внедрения НДС? Немецкие эксперты считают, что да, реалистичен, и приводят в качестве примера сопоставимое с Приднестровьем небольшое государство – Боснию и Герцеговину, где это удалось. Ссылаются они также на фундаментальную налоговую реформу, которую провел в 2010 году Лихтенштейн.
Для того, чтобы реформа была успешной, нужна, по мнению «BE», «полная заинтересованность и отдача со стороны политиков и других заинтересованных лиц». Предстоит решить много вопросов – подготовить налоговиков и бухгалтеров, сформулировать законы и инструкции, провести общественную информационную кампанию, внедрить систему электронных налоговых деклараций.
Буквально несколько слов вместо заключения. В пояснительной записке к проекту Концепции бюджетной и налоговой политики на 2016 год и среднесрочную перспективу отмечается, что предложения Правительства ПМР по налоговой реформе были в свое время поддержаны специалистами Всероссийской академии внешней торговли. Как мы видим, теперь к сходным выводам пришли и западноевропейские эксперты. Для всех очевидно, что существующая налоговая система препятствует развитию приднестровской экономики и что уже сейчас необходимо что-то менять. Ждем плодотворных дискуссий по налоговой реформе после парламентских каникул.
Владимир Горский.