3.6 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Не уходят из виду Парканы

Прошло уже больше года, как вышла книга «У времени на виду. Народная книга памяти села Парканы», а пересуды вокруг неё не утихают. Устные и письменные отклики приходят на имя авторов книги, в редакцию газеты «Приднестровье». И тут есть своя причина: книга действительно становится народной по определению, передаётся из рук в руки, её не просто читают, а предлагают дополнить конкретными материалами, требуют переиздания за счёт средств «шапка по кругу», чтобы книга была если не в каждом доме, то хотя бы у всех, кто к ней проявляет интерес.

 

 

Повторение – мать учения

 

В конце августа 2015 года один из авторов книги «У времени на виду» Михаил Кириченко вручил мне её как бесценный подарок. Посмотрела, перелистала. И когда на меня со страниц книги глянули люди начала моей трудовой деятельности и 70-летней давности, не удержалась. Начала читать. Всё так интересно. Есть много строк и о нашей семье…

…А начиналось это так. 1944 год. Ещё идёт Великая Отечественная война. С половины территории Молдавской ССР изгнаны румынско-немецкие оккупанты, и на освобожденной земле налаживается мирная жизнь, открываются школы…Но беда в том, что не хватает учителей, так как молодых учителей сразу после освобождения отправляли на фронт, а тех, кто оставался в оккупации, сразу на работу не брали. Правительство Молдавии обращается за помощью к России. И та сразу находит решение: десять выпускниц Юрьев-Польского педагогического училища Владимирской области направляют в Тирасполь. Половину из них оставляют в самом Тирасполе, а пятерым, в том числе и мне, дают путёвку в болгарское село Парканы.

Трудностей было много…Занятия в школе начались только 16 октября. Без учебников. Затем Россия выделила, как ныне говорят, гуманитарную помощь – по 8-10 учебников на класс. В классе стояли два колхозных стола, возле – по их длине – скамейки. Мне поручили четвёртый класс из 47 учеников. Из них только трое одиннадцатилетних, среди них и Миша Кириченко, остальные – от 12 до 18 лет. А мне, учительнице, – 17 лет! И сейчас даже не верится, что в будущем году мне исполнится 90 лет.

…С завидным упорством Михаил Фёдорович собирал материалы для будущей книги. А превратить весь огромный материал в книгу ему помог журналист и писатель Никандр Елагин. Книга получилась богатая по содержанию и по набору иллюстративного материала. Но 200 экземпляров тиража для нашего села – это капля в море. Книга попала прежде всего в семьи героев этого издания. Многие узнавали своих родственников, близких, соседей, и это множило интерес. Ее стали передавать из рук в руки. Каждому захотелось иметь такую книгу у себя. Повторение – мать учения.

 

ТАМАРА РИМСКАЯ,

ветеран педагогического труда.

«Я тоже хочу такую книгу!»

Наконец-то 18 октября 2015 года я получила долгожданное известие о судьбе моего дяди Ильи Никитовича Салабаша. Более 70 лет моя мама пыталась узнать хоть что-то о судьбе родного брата…

Дело в том, что в апреле 1941 года дядю Илюшу призвали на действительную службу в Красную Армию, а 22 июня началась война, с которой он не вернулся, и никаких известий о нём семья не получала. Его отец Никита Кириллович ушёл добровольцем на фронт, был ранен, вернулся домой – вся грудь в орденах и медалях. Всех, конечно, интересовала судьба Ильи: что, где, почему? Бабушка много раз делала запросы, писала в разные архивы, но всё тщетно, она так и не получила утешительного ответа.

Мама часто рассказывала нам о брате, комсомольце, активном сельском парне, какой он был честный да работящий. И каждый раз сокрушалась, почему о нём нет никаких известий. Адрес его полевой почты, куда он попал служить, мы все в семье знали, как молитву: Волынская область, г. Луцк, местечко Киверцы…

Когда Михаил Фёдорович Кириченко подарил мне книгу «У времени на виду», я была безмерно счастлива, с нетерпением открыла её, как только пришла домой. На одном дыхании, с замиранием сердца листала страницы, читала, всматривалась в фотографии односельчан. Такие молодые, красивые лица! Нашла в списках моего деда: Салабаш Н.К – воевал… награждён… Эмоции переполняли сердце, я не могла оторваться от книги…

При очередной встрече Михаил Фёдорович поделился новостью: в Интернете найдены пусть неутешительные, но реальные сведения о моём дяде. Что стало известно? Илья Никитович Салабаш в самом начале войны был тяжело ранен, попал в плен, помещён в один из немецких концлагерей. В 1942 году умер, похоронен в Германии. Наверное, хорошо, что до этих печальных вестей мама не дожила. Они заставили бы её страдать.

Но это, наверное, уже из другой человеческой книги с продолжениями и дополнениями. Уверена, у многих односельчан, кто хоть каким-то образом соприкоснётся с книгой «У памяти на виду», найдутся средства на её переиздание с предложенными ими новыми славными именами, историческими фактами и документами.

ВАЛЕНТИНА ДАШКОВСКАЯ,

воспитатель детского сада «Одуванчик».

с. Парканы.

Подготовил НИКОЛАЙ ИВЕРКИН.

 

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив