12.1 C
Тирасполь
Четверг, 20 марта, 2025

Популярное за неделю

Магия её рукоделия

Фелтинг… Что это такое и с чем его едят?...

Дарья

Очень хотелось пить, но сегодня не принесли воды. Даша...

О цифровизации в Приднестровье

Глава минцифры Александр Димитрогло рассказал Радио 1 о том,...

Государство пересматривает расходы

Председателю Правительства доложили о работе межведомственной рабочей группы по...

Он прошел всю войну

Феофил  Иванович Димитраш из села  Ближний  Хутор, что под Тирасполем, сначала бил врага на фронте, потом сражался с бандитами в послевоенной Молдавии.

 

 

Зенитчик – «ворошиловский стрелок»

 

Димитраш2– Вы желаете защищать Родину? – этот вопрос Феофилу Димитрашу задали в Одесском горкоме комсомола в феврале 1940-го.

В разгаре была советско-финская война.  Так комсомольцу, да еще  «ворошиловскому стрелку» Димитрашу пришлось поменять  паровоз на зенитную пушку.

Он родился в 1921 году в селе Ближний Хутор. После сельской семилетки окончил восьмой класс  в Тирасполе и уже отучился три года в Одесском железнодорожном техникуме. Но тут судьба сделала крутой поворот.

– Великая Отечественная война  застала меня уже  в Оренбурге, в Чкаловском училище зенитной артиллерии, туда меня направили из Одессы с внеочередным комсомольским набором. Мы осаждали преподавателей просьбами рассказать, как дела на фронте. А вскоре и сами там оказались, – вспоминает Феофил Иванович.  – Только в  1941-м и 1942-м вермахт потерял 4652 самолета, из них 2035 были уничтожены огнем зенитной артиллерии. В этом есть заслуга и  выпускников  нашего училища.

 

Первый бой

 

– Немецкая авиация – это проклятие начала войны. Тогда у фашистов  было преимущество в воздухе. Свой первый бой я принял в  Бологом (между Ленинградом и Москвой, как в песне поется) в составе 256-го зенитно-артиллерийского дивизиона. Здешний железнодорожный узел  имел большое стратегическое значение. Это был единственный выход через Рыбинск на Мурманск. А оттуда к нам шла помощь, – рассказывает Ф. Димитраш. –  Казалось, немецкие самолеты сплошь закрыли небо. Все побежали в укрытия, а зенитчики – к своим орудиям. Тогда на вооружении были старые 85-миллиметровые  пушки с допотопными приборами.  Даже толком  не помню, как отбили врага. Неприятности начались потом, под Демянском. Там были тяжелые бои. Сначала  мы брали немцев в плен, а потом сами попали  в окружение.  Страшнее всего оказался голод. Спасались клюквой. Когда совсем дошли до точки, варили и ели кожаные армейские ремни.  Каким-то чудом все-таки вышли к своим.

Феофил Иванович сражался на Северо-Западном, Западном фронтах, а также на 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах. Освобождал Латвию, Литву. Победу встретил в Германии.

 

Война после войны

 

Демобилизовался Феофил Иванович в августе 1946-го.  Возвращался через Бологое, чтобы жениться на девушке, которая ждала его всю войну.  Там Феофил Иванович пошел в местный горком партии, чтобы стать на учет, объяснил, что за плечами у него  три курса железнодорожного техникума. Но услышал в ответ: «У нас за войну очень пощипали милицию. Вы – молодой фронтовик. Партия рекомендует вас для  работы в органах правопорядка».

– Мы, фронтовики, знали, что должны воевать там, куда пошлют, – говорит Ф. Димитраш.  –  Сначала я приобрел некоторый опыт в Бологом, потом меня направили в родные края для укрепления местной милиции.

В послевоенной Молдавии было неспокойно. Освободив республику, Красная Армия ушла дальше, на запад, а в тылу остались разруха, голод и  недобитые бандиты. Недаром это время окончательного очищения территории от фашистов называют «войной после войны».

– Вот парадокс: в мирное время приходилось быть даже осторожнее, чем на фронте. На войне ясно, где свои, а где враги, – вспоминает Феофил Иванович, – а бандиты маскировались под обычных граждан, но при случае норовили ударить ножом  в спину. Даже столица была опасным местом. Ночью здесь грабили и убивали. Преступники так распоясались, что в начале 1946-го  жители Кишинева даже написали председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину.

Расплодились разнообразные банды. Я принимал участие в истреблении группы под руководством Борща. Его сподвижники называли себя «Черной армией смерти», но в действительности  просто грабили и убивали.  Бандиты нападали на магазины, дома, просто одиноких прохожих. К началу 50-х с бандой было покончено. Бандитам  просто некуда было деться: лесов в Молдавии нет, а население их не поддерживало.

Большую часть своей жизни Феофил Иванович посвятил службе в правоохранительных органах: был сначала участковым, потом оперативным сотрудником уголовного розыска Бологотского горрайотдела милиции Калининской области, затем старшим оперуполномоченным ОБХСС Слободзейского района, 10 лет возглавлял Дрокиевский райотдел милиции.

В феврале этого года Феофилу Ивановичу исполнилось 94 года.

 

Наталия Барбиер.

Новые статьи

«АРТстиль»: скорость, сложность, качество

В 2010 году в Тирасполе появилось ООО «АРТстиль», занимающееся...

Хранить память – наш святой долг

В переговорном зале Администрации Президента прошло инициированное главой государства...

Исходя из реальной ситуации

Чем жил Григориопольский район в 2024 году и каких...

Коротко о важном

Во вторник, 18 марта Виталий Игнатьев встретился с главой...

О подготовке к летнему отдыху детей

До летних каникул осталось совсем немного времени. Оздоровительные лагеря...

Архив