3.1 C
Тирасполь
Среда, 15 января, 2025

Популярное за неделю

Не поддаваться на провокации

Нынешний энергокризис в Приднестровье точно разрешится. Такую уверенность в...

Героев славные потомки

Одна из главных страниц истории Каменки по праву принадлежит...

«Полиграфист» гарантирует…

Этот год для государственного унитарного издательства полиграфического предприятия «Бендерская...

О ситуации в энергетическом секторе

Вадим Красносельский созвал Совет безопасности ПМР. Тема – энергетика. С...

Ответ есть. Осталась принципиальная неудовлетворённость

Наша газета уже писала о том, что своего рода «фирменным» знаком нынешнего созыва Верховного Совета стали депутатские запросы в адрес органов государственной власти по поводу соответствия нормативных правовых актов законодательству и деятельности госучреждений и предприятий с той или иной долей участия государства. На последнем пленарном заседании Верховного Совета были рассмотрены три из шести внесённых в повестку дня ответов на депутатские запросы. Остальные будут рассмотрены парламентариями на следующей неделе.

 

 

Из трёх рассмотренных ответов два, касавшиеся введения в Приднестровье обязательного страхования автогражданской ответственности и балансового отчёта за прошлый год Фонда государственного резерва, депутатами были приняты к сведению. Ответом Правительства на третий депутатский запрос его авторы Андрей Сафонов и Вадим Кравчук остались не удовлетворены. В своём выступлении Вадим Кравчук предложил провести в Верховном Совете общественные слушания.

Поводом к депутатскому запросу двух вышеозначенных парламентариев стала якобы имеющаяся у них «информация о планируемом закрытии» Молдавского металлургического завода, который год назад перешёл в государственную собственность, в связи с чем депутатов интересовала текущая ситуация на предприятии и производственные планы на текущий год. В частности, Андрей Сафонов и Вадим Кравчук интересовались выплатами заработной платы, причинами приостановки работы завода и связанными с ней вынужденными отпусками.

Как отметил, выступая перед депутатами Верховного Совета, министр экономического развития Дмитрий Болтрушко, на предприятии действительно была небольшая задержка с выплатой заработной платы, но к 10 февраля задолженность по оплате труда была ликвидирована. Что же касается приостановки работы предприятия в начале этого года, то депутатам глава минэкономразвития напомнил, что подобное на заводе происходит из года в год, начиная с 2008 года, когда на мировом рынке чёрных металлов начали ощутимо сказываться сезонные колебания спроса и предложения. В связи с уже ставшей привычной приостановкой производства рабочие сталелитейного цеха ушли в десятидневный неоплачиваемый отпуск. Некоторая часть из них написала заявления о желании перейти на неполный рабочий день.

В качестве подтверждения своих предположений о «планах по ликвидации» предприятия Андрей Сафонов и Вадим Кравчук в своём запросе упомянули о массовом вывозе с завода готовой продукции. Однако, как было указано в ответе Правительства, шла плановая отгрузка сталепроката потребителям из Венгрии, Польши, Румынии и Чехии. Всего за это время на экспорт ушло почти 18 тысяч тонн продукции ММЗ. В аналогичный период прошлого года, когда предприятие также простаивало, за рубеж было отправлено порядка 27 тысяч тонн.

Что же касается планов на этот год, то, по словам Дмитрия Болтрушко, всё будет зависеть от ситуации на рынках готовой продукции и лома, а также сохранения нынешних условий для экспорта продукции из Приднестровья.

Поведение молдавских, а в особенности украинских властей прогнозам не поддаётся. Большую часть сырья завод в настоящее время получает из Украины. Частью лом закупается внутри Приднестровья, а также поставляется из Молдовы и Румынии. Зарубежные поставщики, ввиду нестабильности экономического положения внутри своих государств, оговаривают заключение контрактов предоплатой. В этой связи в ответе Правительства указывалось на возможность значительного увеличения приднестровской составляющей в структуре источников сырья за счёт увеличения экспортной пошлины на лом.

Казалось бы, на заданные парламентариями вопросы были даны ответы. Более того, основную часть законодателей проинформировали о том, что представителей Верховного Совета приглашали на недавнее заседание совета директоров ММЗ. Спикер парламента Вадим Красносельский признал этот факт, но заметил, что Верховный Совет не успел обсудить это предложение и провести рейтинговое голосование по возможным кандидатурам. Предложение о включении в наблюдательный совет предприятия остаётся, по словам Дмитрия Болтрушко, в силе. Правда, по окончании пленарного заседания Верховного Совета в интервью журналистам Вадим Красносельский сказал, что вначале стоит выяснить функции и полномочия наблюдательного совета.

В свою очередь министр экономического развития Дмитрий Болтрушко, общаясь с журналистами, заметил: «Шумиха и предоставление коммерческими СМИ не до конца проверенной информации вредит деловой репутации предприятия и играет на руку конкурентам завода». При этом он отметил эффективный менеджмент предприятия в условиях куда худших на рынках чёрных металлов, чем при предыдущем инвесторе. «Доля господдержки в расчёте на одну тонну продукции сократилась. В то же время возросли налоговые отчисления с той же единицы продукции», – сказал Дмитрий Болтрушко. Он также акцентировал внимание журналистов на то, что прежний владелец предприятия (холдинг «Металлоинвест» Алишера Усманова) просто отказался от него, считая ММЗ нерентабельным. К слову, параллельно с отказом от приднестровского предприятия Алишер Усманов передал в госсобственность, но уже российскую, активы ещё нескольких своих предприятий. В эпоху Интернета найти информацию об этих актах благотворительности нетрудно. Это к тому, что в своё время (после перехода в ведение государства Молдавского металлургического завода) кто-то начал распространять слухи о том, что приднестровские власти «выжили» Усманова. Одной из причин, по которым стальной магнат «ушёл из Приднестровья», было более чем двукратное превышение численности работающих на ММЗ по сравнению с аналогичными металлургическими предприятиями в других странах. Того требует технологический процесс. Оборудование, надо признаться, не первой свежести. Может быть, Усманов бы и заменил в будущем оборудование, чтобы сделать предприятие более конкурентоспособным. А куда девать тогда высвободившихся людей? Стоит напомнить, что прошлогодние попытки собственников некоторых приднестровских предприятий выбить из государства сверхльготы по налогам и тарифам на энергоносители подкреплялись откровенным шантажом массовых увольнений. Собственник ММЗ, по имеющейся информации, в торгах подобного рода не участвовал. «Предприятие в нынешних условиях нерентабельно – забирайте!». Можем, конечно, ошибаться, но, вероятнее всего, такова была формулировка представителей теперь уже бывшего собственника завода.

«Если бы государство тогда не взяло ММЗ в собственность, то предприятие бы погибло. Без работы оказалось бы две с половиной тысячи человек. Если учитывать семьи металлургов, то число зависимых от предприятия людей составляет более семи тысяч человек», – подчеркнул Дмитрий Болтрушко. По его словам, для того, чтобы выйти с нулевым балансом, необходимо, чтобы разница в цене между тонной готовой продукции и сырьём составляла 120 долларов США. «В настоящее время этот показатель составляет 90 долларов», – заметил министр, при этом заключив, что «от формата «вопрос-ответ» нужно переходить к формату «конкретные предложения». «Пока же у Верховного Совета их, к сожалению, нет», – резюмировал в интервью журналистам руководитель минэкономразвития.

К слову, последнее пленарное заседание парламента было ознаменовано ещё двумя депутатскими запросами. За два с небольшим месяца (включая и каникулярное время), прошедших с начала работы нынешнего созыва Верховного Совета, законодателями было направлено в разные органы госвласти 15 депутатских запросов. За это же время, если судить по размещённой на парламентском сайте информации, ими было внесено 54 законодательных инициативы. Безусловно, никто парламентариев не может лишить права делать запросы, но есть ещё и законодательный процесс. Не могу судить о том, насколько приднестровское законодательство избавлено от правовых пробелов и юридических коллизий, но мировой опыт показывает, что они имеются в нормативно-правовой базе любого государства. Не говоря уже о том, что законодательная база не нечто аморфное. В обществе постоянно происходят какие-то изменения, требующие корректировки уже имеющегося законодательства. На рассмотрение всего одного ответа на «металлургический» депутатский запрос ушло больше часа времени. Нерассмотренными остались, как было сказано выше, ещё три. Судя по их содержанию и учитывая принципиальность некоторых парламентариев, рассмотрение их в следующую среду ожидает быть долгим…

Александр Никитин.

Новые статьи

Высота под контролем

Этот девиз был начертан на лежавшем на столе директора...

Добровольцы помогают пережить холода

В отсутствие газа приднестровцы используют иные способы обогрева квартир...

Детский сад с утра до вечера

В тепле, с полноценным питанием в дежурных группах трёх...

Одним абзацем

⬥ С 9 января электростанция «Тиротекс-Энерго» начала вырабатывать электричество...

Дрова – сырьё стратегическое

Тепло – это жизнь. Мы редко задумываемся об этом,...

Архив