Президент Приднестровья провел встречу с послом по особым поручениям министерства иностранных дел Российской Федерации. Евгений Шевчук и Сергей Губарев выразили консолидированную позицию по сохранению нынешнего формата миротворческой миссии, на фоне попыток Молдовы дестабилизировать ситуацию и нарушить мир в регионе. Пересматривать статус миротворческой миссии безответственно, считают в России и Приднестровье.
Евгений Шевчук, Президент Приднестровья: «Сергей Николаевич, хочу поприветствовать Вас в Тирасполе, в Приднестровье. Контакты с представителями стран-гарантов для нас очень важны. Ваш приезд дает возможность дополнительно обсудить все проблемы, которые скопились вокруг переговорного процесса, переговорного формата. Хочу констатировать, что есть ряд сигналов, которые, по нашему мнению, обостряют обстановку в целом, создают предпосылки для дестабилизации переговорной площадки как таковой.
Вызывают настороженность односторонние действия РМ по дальнейшему уголовному преследованию должностных лиц Приднестровья. Вызывают обеспокоенность предпринятые молдавскими властями односторонние меры по ограничению свободы перемещения наших граждан при использовании автотранспортных средств с приднестровской регистрацией. В связи с этим мы считаем, что нужны дополнительные усилия для того, чтобы раскрыть природу: в связи с чем это происходит, на что направлено, какова мотивация и цели партнеров. Потому что Приднестровье всегда выступало и выступает за решение проблем за столом переговоров на базе тех принципов, которые были изначально заложены в переговорный формат. Напомню один серьезный постулат, который был заложен: стороны не предпринимают односторонних действий, направленных на ухудшение положения другой стороны для того, чтобы сформировать необходимую атмосферу.
По нашему мнению, такие односторонние действия на протяжении последнего времени – а это довольно длительный период, уже почти год – серьезно дестабилизировали атмосферу, сделали ее очень напряженной. Это вызывает нашу обеспокоенность. Поэтому мы хотели бы поделиться данной обеспокоенностью, обсудить проблемы переговорного формата, определить возможные усилия для того, чтобы переговоры стали эффективными и направленными на достижение взаимоприемлемых договоренностей, результаты которых могли бы стать полезными для граждан и экономических агентов.
Мы считаем, что и так создано много импульсов для экономической нестабильности. Есть обеспокоенность приднестровских граждан, связанная с напряжением в самой Украине, соседствующей с нами. Поэтому дополнительные факторы в данном регионе Европы, где находится Приднестровье, на наш взгляд, это дополнительные риски.
Хочу подчеркнуть, что, несмотря на это, на территории Приднестровья продолжает свое функционирование эффективная миротворческая операция, всеми ее участниками прилагаются усилия для того, чтобы поддерживать мир и спокойствие, которые на сегодняшний день есть и удерживают стороны от более агрессивных форм противодействия.
Приднестровская сторона и в дальнейшем намерена участвовать в миротворческом формате для того, чтобы ни у кого не было соблазнов пытаться решить политические проблемы, разночтения силовым методом».
Сергей Губарев, посол по особым поручениям МИД РФ Российской Федерации: «К моему сожалению, довольно давно не был в столь любимом мною Тирасполе. Хочу сказать, что за те месяцы, что я здесь не появлялся, он похорошел, преобразился. Я не думаю, что это было связано только с юбилейными торжествами, с чем я Вас, господин Президент, еще раз поздравляю. Я думаю, что это дальнейшее развитие подхода приднестровцев к тому, чтобы в этих непростых условиях, в которых они сейчас живут, все же украшать свою жизнь.
Я полностью с Вами согласен в том плане, что действительно ситуация в регионе и вокруг Приднестровья сейчас очень и очень непростая.
Если Вы позволите, я бы начал с последнего Вашего тезиса о миротворческой операции. Я повторил бы то, что я говорил неоднократно: любые призывы к любому так называемому переформатированию сейчас миротворческой операции – это, мягко говоря, безответственность, а по-настоящему – это преступно. Данные призывы преступны. Потому что мы отчетливо осознаем, даже те, кто этого не произносит вслух, но все знают, что именно благодаря тому формату миротворческой операции, которая существует на берегах Днестра двадцать с лишним лет, здесь мир. Да, холодный, потеплее, погорячее, но мир! Никто ни в кого не стреляет. Эта миротворческая операция достойна того, чтобы войти в классику миротворчества. Потому что с июля 1992 года, когда она была запущена, за 23 года не погиб ни один миротворец. Этим похвастать не могут нигде. Ни в одной миротворческой операции таких блестящих результатов нет. Поэтому не в порядке обсуждения, а в порядке привлечения внимания и призыва к тем, кто выступает за ее переформатирование, хочу сказать: «Дорогие друзья! Осознаете ли вы ответственность за подобные деяния? Если осознаете, то к чему вы стремитесь? К тому, чтобы опять два берега смотрели друг на друга через прицелы автоматов, пулеметов, пушек и так далее? Если это ваша цель, то тогда, дорогие друзья, мне не о чем с вами разговаривать». Я считаю, что миротворческая операция себя полностью оправдывает в нынешнем ее формате и состоянии, и пока говорить о каком-то изменении миротворческой операции, мягко говоря, безответственно».
По итогам встречи с Евгением Шевчуком посол по особым поручениям МИД РФ отметил, что в ситуации, складывающейся вокруг Приднестровья, необходимость во встрече с Президентом «не то, что назрела, а уже перезрела». «Рад подтвердить и повторить, что у нас полное взаимопонимание по целому ряду основополагающих вопросов. Мы будем продолжать сотрудничать для того, чтобы, во-первых, общими усилиями возобновить переговоры в формате «5+2», которые не проводились уже больше года. Во-вторых, для того, чтобы выправить те, не побоюсь этого слова, как в советские времена говорили, перегибы, которые окружением Приднестровья принимаются в отношении Приднестровья», – сказал в интервью журналистам Сергей Губарев. Он также обратил внимание на один из основных переговорных постулатов: в период переговоров не ухудшать положение партнеров. «К сожалению, это сейчас не так. Мы наблюдаем, что совместными действиями Кишинева и Киева приднестровское положение ухудшается, серьезно ухудшается. Конечно, это не дело. Это уже не переговоры, а принуждение, принуждение против свободного выбора народа Приднестровья, и, конечно, мы будем предпринимать все усилия для того, чтобы эту ситуацию выправить», – заключил посол по особым поручениям МИД РФ.