Я часто вспоминаю далёкое курносое детство, трудности, которые пришлось пережить моему поколению – детям войны.
В конце послевоенных 40-х и начале 50-х годов по всей стране были огромные проблемы с обеспечением главным продуктом – хлебом. Тогда в Тирасполе работали лишь пять магазинов, поэтому возникали огромные очереди, и, естественно, хлеба всем не хватало. Поэтому приходилось занимать очередь в четыре, а то и в три часа ночи. В учебное время и зимой эту заботу брали на себя отец, мать и старший брат Борис. Вскоре ему исполнилось 16 лет, и он устроился подсобным рабочим. Поэтому на летние каникулы заботы по обеспечению семьи хлебом перешли к младшим братьям – Евгению и мне.
В связи с этим вспоминается один забавный эпизод жаркого лета 1950 года. Спать в доме было душно, и мы с братом устроили постель на плоской крыше сарая. Этим летом приехал к нам в гости племянник, мой тезка, сын старшей сестры Надежды. Отец его был человеком военным, подполковник, фронтовик. Семья безбедно жила в Одессе. Добродушного, доверчивого мальчика между собой мы называли маменькиным сынком.
Однажды в лунную тёплую летнюю ночь он напросился на ночёвку к нам, на крышу. Глядя на огромную полную Луну, мы с братом фантазировали и подключили к этому племянника. Для начала мы спросили его, что он знает о Луне – далеко ли она, какова её природа? Он не имел представления, так как окончил только второй класс. И мы с братом решили его разыграть.
Евгений, подмигнув мне, начал таинственным голосом: «У нас с братом есть особо секретные таблетки. И в тот час, когда Луна находится над нами, а это в 3-4 часа ночи, мы глотаем по таблетке, становимся во весь рост и через десять минут взлетаем. Через час полёта мы уже на поверхности спутника Земли. Природа там диковинная, рай, да и только… Люди отсутствуют, зверей в помине нет. Прекрасные растения, изобилие вкусных-превкусных плодов, всё – даром, ешь от пуза…».
Племянник слушал, раскрыв рот, еле успевал глотать слюну. А Женя продолжал интриговать: «Пробыв там час-два, тем же путём мы возвращаемся до рассвета на наш космодром. Надо спешить, любая заминка смерти подобна. Если взойдёт солнце, можно застрять там навсегда…».
Племянник просто взмолился: «Но мы же успеем! Ребята, возьмите меня с собой, ну, пожалуйста!». Мы переглянулись с братом и в знак согласия качнули головами. Вскоре все заснули праведным сном.
Ровно в четыре часа утра отец толкнул Женю удилищем: «Ребята, подъём! Пора в очередь, не то вся семья останется без хлеба. Живо-живо!». Зевая, мы с братом оделись и побрели к магазину. Там уже стояло несколько человек. Наш магазин находился на месте нынешнего торгового комплекса «Орхидея». Уходить домой было нельзя, потому что очередь постоянно проверялась. Мы с братом попеременно прокрадывались в строящийся напротив кинотеатр им. Октябрьской революции (сейчас в нём ночной клуб «Плазма») и досыпали в укромном уголке…
Далее из рассказа матери мы узнали, что то ли из-за впечатлений от наших фантазий, то ли из-за боязни, что мы Юру не возьмём на Луну, он проснулся рано, сразу же хватился нас и громко запричитал: «Лгуны несчастные, предатели! Улетели, а меня не взяли! Обманщики!».
Мать перепугалась, когда услышала детский рёв. Подошла и объяснила несмышлёнышу, где мы. Он, конечно, не поверил, но всё же постарался заснуть. К восьми часам утра мы вернулись домой с хлебом (магазин начинал работу с 7 часов). Мать рассказала нам о Юриных приключениях, и мы хохотали с братом до колик в животе. После мы признались племяннику в своём розыгрыше. Он весь день дулся и не разговаривал с нами…
Много лет спустя мы вспомнили нашу историю о полёте на Луну и обратно, вместе от души посмеялись. Тогда Юрий уже был военным офицером…
ЮРИЙ ПОРОЖНЯКОВ.