4.7 C
Тирасполь
Пятница, 3 января, 2025

Популярное за неделю

С верой и надеждой

В столичном кафедральном соборе Рождества Христова прошло Епархиальное собрание. Цель...

«Мешок открыток» про Новый год

На объявленный газетой «Приднестровье» конкурс «Новогодняя открытка из прошлого»...

Новоселье под Новый год

Жительница Дубоссар Анна Кишларь говорит, что совершенно не ожидала...

Главное – безопасность

В преддверии возможного отключения газа в республике Правительство и...

Приднестровье в повестке международных отношений. Факты и размышления

В Молдове набирает обороты новый виток публичного противостояния между президентом и правящей коалицией в лице парламента и правительства. В экспертных кругах, однако, давно склоняются к мысли, что происходящее в Молдове – скорее заранее срежиссированный спектакль, где каждому политику отведена своя собственная роль. Игорь Додон, например, активно занимается российским направлением и часто встречается с Владимиром Путиным. На этих встречах, как можно судить, обсуждаются и вопросы молдо-приднестровского урегулирования.

В середине октября на полях Совета глав государств СНГ и Высшего Евразийского экономического совета состоялась очередная встреча президентов России и Молдовы – рутинная для Владимира Путина и предвыборно-важная для Игоря Додона. Одной из тем для обсуждения традиционно стало приднестровское урегулирование. Впрочем, тема Приднестровья давно и прочно обосновалась в повестках встреч руководства РФ и Молдовы. Смогли ли лидеры сторон договориться о чем-либо по Приднестровью, и главное, было ли это возможно в принципе?

Прошедшая встреча, включая визит молдавского президента в Москву по случаю празднования Дня Победы 9 мая, стала уже пятой в копилке российско-молдавских отношений в текущем году. Для экономических агентов и трудовых мигрантов из Молдовы эти встречи прошли достаточно продуктивно, что же касается молдо-приднестровского урегулирования – обещания со стороны Игоря Додона налаживать отношения с Тирасполем были подкреплены одобрением Владимира Путина, но не реализованы по возвращении на родину.

За прошедшие девять месяцев 2017 года приднестровско-молдавские отношения вошли в стадию анабиоза. Ни одной встречи «Постоянного совещания» в формате «5+2», всего 5 встреч политических представителей и около 20 встреч экспертных (рабочих) групп – такой скудной арифметикой может похвастаться переговорный процесс и в целом Австрийское председательство ОБСЕ, явно не сумевшее удержать результаты реанимации переговоров, достигнутые Германией и Россией в 2016 году. Позиция австрийского внешнеполитического ведомства, возглавляемого Себастьяном Курцем, остается прежней – формат «5+2» соберется только при достижении конкретных договоренностей сторонами конфликта. Регулярные призывы приднестровской стороны о созыве формата «5+2» без подобных предусловий игнорировались, а проблемы во взаимоотношениях Приднестровья и Молдовы продолжают разрастаться в огромный снежный ком, угрожающий нестабильностью всему региону.

По этому поводу молдавская сторона, несмотря на разыгрываемый конфликт интересов между президентом и парламентом, обрела завидное единство в одном – в необходимости создания новой концепции урегулирования, в которой Приднестровье непременно должно быть частью Молдовы. Так молдавский вице-премьер по реинтеграции Георгий Бэлан выразил уверенность в необходимости закладки фундамента (и это спустя 23 года с официального начала переговорного процесса), благодаря которому «шаг за шагом будут определяться и восстанавливаться территориальное единство и целостность Республики Молдова». Свой проект Бюро по реинтеграции обещало опубликовать сначала в январе 2017 года, затем в середине года, но, видимо, для переговорной конструкции закладка фундамента требует от молдавских чиновников намного больше усилий, чем планировалось, – никакой концепции так и не было представлено.

В свою очередь Игорь Додон еще до своего избрания президентом предлагал Тирасполю статус субъекта федерации, в которую он планировал реформировать Республику Молдова после прихода к власти. При ближайшем рассмотрении «проект социалистов» оказывается близким родственником «меморандума Козака», похороненного Кишиневом перед самым подписанием. Всё тот же состав федерации из трёх субъектов (Молдова, Приднестровье, Гагаузия), наличие федерального правительства и президента, а также упразднение молдавской армии. Субъекты федерации будут иметь «собственную конституцию, законодательство, государственную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему». Единственное, чего не учитывала концепция партии социалистов во главе с Игорем Додоном, – это текущие реалии.

Возможно, в 2003 году, если бы «бесовские силы» позволили президенту РМ Владимиру Воронину подписать «меморандум Козака», он бы обрел форму, содержание и воплотил в жизнь молдавскую мечту о реинтеграции страны. Но этого не случилось, и теперь, спустя четырнадцать лет, выросло поколение приднестровцев, которое даже не помнит той последней на сегодняшний день попытки объединить Приднестровье и Молдову в одну страну. Несложно догадаться, что сегодня молодежь Приднестровья вполне объективно не будет понимать, зачем двум берегам Днестра объединяться, и зачем вообще нужно говорить о таких вещах при наличии собственного суверенного государства.

Молдова, как и многие постсоветские республики, создававшиеся вокруг идеи национального (а порой и националистического) государства, не способна обеспечивать интересы отличных от условного большинства групп населения, так как не имеет ни должного понимания принципов демократии, ни внятной стратегии государственного развития. Простой пример: спустя 25 лет после окончания вооруженного противостояния из года в год вместо шагов навстречу Приднестровью Кишинев постоянно усложняет повседневную жизнь приднестровцам, людям, с которыми, судя по вышеперечисленным «фундаментальным проектам», планирует сосуществовать в одной стране. Ограничение свободы передвижения граждан, грузов и автотранспорта, непризнание приднестровских дипломов, политически мотивированные уголовные дела в отношении жителей ПМР, усиливающаяся экономическая блокада со стороны Молдовы и Украины – вот лишь самый малый перечень актуальных проблем, создаваемых Кишиневом едва ли не ежемесячно. С каждым днем их количество увеличивается, а шансов на разрешение на фоне пробуксовки переговорного процесса и самоустранения международных посредников в лице ОБСЕ становится все меньше.

Помимо всего прочего, весьма показательным является одно фундаментальное обстоятельство: Молдова отказывается учитывать волеизъявление своих якобы «будущих сограждан», которые неоднократно на законных основаниях в ходе референдумов заявляли о желании жить независимой от соседей жизнью с последующим вхождением своей страны в состав Российской Федерации. И если референдум – важнейший и наиболее легитимный институт прямой демократии, то о какой готовности Молдовы учитывать мнение полумиллионного сообщества приднестровцев можно говорить? Понятно, что в XXI веке руководство многих стран старательно пытается не замечать референдумы, которые проводят собственные граждане внутри государств. Курдистан, Каталония – это лишь инфоповоды последних недель, и главная причина этих событий – как раз в неспособности центральных властей удовлетворять потребности отдельных территорий и сообществ.

Именно в целях защиты своих интересов Приднестровье и создало свое государство, и за 27 лет республика полноценно сформировалась в качестве суверенной страны со всеми необходимыми атрибутами независимости. При этом, не являясь членом ООН и других авторитетных международных организаций, Приднестровье в полной мере соблюдает все общепризнанные нормы в области прав человека и формирует все необходимые условия необходимые для комфортной жизни своих граждан.

В этой связи вопрос состоит вовсе не в том, какую формулу следует применить к Приднестровью – некое видение молдавского правительства или президента. Приднестровье уже создало свое государство, и никакой иной формы устройства, способной в большей степени защитить интересы полумиллионного народа республики, в ближайшее время не будет создано. А потом, отвечая на вопрос, поставленный в самом начале статьи, нужно признать, что ни одни переговоры, будь то встречи лидеров России и Молдовы или любые другие площадки, не принесут жизнеспособных решений по Приднестровью до тех пор, пока подход к урегулированию конфликта в формате «единой Молдовы» не будет выброшен на свалку истории.

Именно поэтому сегодня вопрос заключается лишь в том, кто из членов мирового сообщества первым найдет в себе политическую волю для признания независимости Приднестровского государства. Думается, именно эта страна станет «Колумбом» международных отношений, положит начало процессу пересмотра действующих принципов политического устройства мира в пользу справедливости и равноправия.

Арина Орлова

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Новым годом

Дорогие приднестровцы! От всей души поздравляю вас с новым, 2025...

Поздравление с Днём спасателя

Уважаемые спасатели! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Служба в рядах спасателей...

Тепла нам и радости

Вот-вот наступит Новый год. Уже 2025-й. Все мы думаем...

Поздравление с Днём кино

Дорогие кинематографисты и любители кино! Поздравляю вас с Днем кино! Этот...

Пространство любви

На храмовом празднике села Теи мы познакомились с Константином...

Архив