Открытое акционерное общество «Тирнистром» добывает в Приднестровье песок, гравий и щебень. Простые материалы, без которых невозможно представить ни одно строительство. Наш корреспондент встретился с директором предприятия Олегом Соколенко и спросил его о том, как и чем живет производство сегодня.
– Олег Ариевич, Вы пришли на «Тирнистром» с начала года. Какие проблемы увидели на нем?
– Да, я приступил к своим обязанностям сразу после новогодних праздников, с 5 января. Предприятие находилось в тяжелом кризисе. И я практически уверен, что кризис был создан искусственно, был рукотворным. Это подтверждают и наши экономисты, специалисты бухгалтерии.
Для чего это делалось, какие цели преследовались, сейчас сложно представить. Может, «Тирнистром» вели к банкротству с целью его последующей остановки и продажи. Как известно, это государственное предприятие – государство является нашим единственным акционером.
С 2012 по 2016 годы здесь сменилось очень много руководителей. 2012 год предприятие завершило с профицитом, а затем начался регресс. На весовых станциях появились фирмы-«прокладки», которые выкупали у предприятия, условно говоря, песок по 30 рублей за тонну и тут же продавали его за 50. И все убытки ложились на плечи «Тирнистрома».
Потом в 2014 году просто остановили карьер «Малаешты», хотя все специалисты и техника были на месте и спрос на песок тоже был. В 2015-2016 годах произошла попытка раздробления предприятия, то есть регистрации подразделений в Григориополе, Малаештах и Суклее как отдельных предприятий. Первое, что мы сделали, – остановили этот процесс.
Остались вопросы и по закупке запасных частей для ремонта оборудования. Например, за одну из крупных запчастей, согласно ведомости, было заплачено на несколько тысяч долларов больше, чем она в реальности стоит.
В результате этого и многого другого за три года у «Тирнистрома» образовался долг в 10 миллионов рублей. То есть фактически почти миллион долларов по тогдашнему курсу ушел с предприятия в неизвестном направлении.
– С чего Вы начали финансовое оздоровление?
– Во-первых, один из коммерческих банков дал нам кредит на неплохих условиях – не очень дорого и на довольно длительный срок. 3,4 миллиона рублей мы получили на погашение семимесячной задолженности по зарплате и всё вернули людям. Ликвидировали все теневые посреднические схемы вокруг предприятия.
Со всеми, у кого мы взяли в долг запчасти, электроэнергию, да и просто денежные средства, разработан график погашения долгов.
Если бы не исторические долги, то сегодня мы, возможно, имели бы уже и финансовый резерв. «Тирнистром» – вполне конкурентоспособное производство, и спрос на нашу продукцию существует и в Молдове, и на Украине. У предприятия есть перспектива. И у государства тоже есть понимание, что это предприятие – стратегическое, оно должно жить, работать и приносить пользу Приднестровью.
– Сколько человек сегодня трудится на «Тирнистроме»?
– В общей сложности 180 человек на трех карьерах и в самом админуправлении.
– А какая часть продукции отправляется на экспорт?
– Порядка 62-65%. В Молдове мы работаем прежде всего со стройками Кишинева. Сейчас наши материалы приобретает также кишиневский аэропорт, где идет реконструкция.
В самой Молдове действует около 100 карьеров, но, как признали и эксперты молдавского научно-исследовательского института строительства «Инчерком», наша продукция значительно лучше по качеству. Благодаря этому мы выигрываем конкуренцию у многих молдавских производителей.
Есть немалый интерес к нашим материалам и со стороны Украины. Там ситуация сегодня непростая, однако, несмотря на это, в той же Одессе идет и дорожное, и высотное строительство.
– Что нужно сделать, чтобы «Тирнистром» смог расширить поставки за рубеж?
– В первую очередь нужно восстановить перевозки железнодорожным транспортом. Это самый важный вопрос. У нас когда-то была своя товарная станция, и там десятки тонн песка и гравия отгружались и в Молдову, и на Украину.
После развала Советского Союза сфера железнодорожного транспорта была упущена, и мы начали возить грузовыми автомобилями. Но это и объемы совсем не те, и стоимость перевозок намного выше. Наш песок в Молдове, например, стоит 55-60 леев за тонну, а транспортировка до Кишинева – 100 леев, то есть почти вдвое больше.
Поэтому надо возрождать железнодорожные перевозки, что позволит существенно уменьшить расходы по экспорту, а также доставлять нашу продукцию в Одесскую область и на север Молдовы. Автотранспортом возить ее туда невыгодно.
– Сегодня многие приднестровские предприятия говорят о необходимости технической модернизации. Иначе будет трудно двигаться вперед.
– Нам тоже нужна замена старой техники, которая работает еще с 1982-1983 года. Когда мы берем в аренду, например, современные погрузчики, то видим, что у них совсем другая эффективность при гораздо меньших затратах. Все это тоже сказывается на себестоимости продукции.
На техническое перевооружение «Тирнистрома» сегодня необходимы достаточно серьезные средства – около миллиона долларов. Но это позволило бы работать совсем по-другому, создавать большую добавленную стоимость, по некоторым позициям увеличить отпускную цену продукции в два раза.
В целом запасов тех же нерудных материалов, по некоторым подсчетам, в Приднестровье хватит на 70, 80, а то и 100 лет. Это наше богатство. И им государство должно правильно распоряжаться.
Беседовал Владимир Горский.