Наверное, нет среди нас такого человека, который бы, мягко говоря, не огорчался тем, что у него в доме на кухне сломался кран, в ванной полетел смеситель… Злишься, пытаешься сам чинить. Хорошо, если выходит. Но все равно убеждаешься, что все это непросто, «восток – дело тонкое». А если после долгих мучений, использовав в работе все попавшие под руку инструменты, чертыхаешься и приходишь к выводу, что не получается, ты, измученный и в поте лица ставший в позу несчастного и беспомощного, бросаешься искать человека, который сумел бы помочь. И мастера такого находишь. В доме твоем снова наступает порядок, и достигнутый привычный комфорт возвращает былое хорошее настроение.
Кто же этот человек, сумевший своей работой развязать, на первый взгляд, казалось бы, тугой узел проблемы? Конечно же, сантехник. Но не тот, которого мы видели в комедийном фильме «Афоня». Моего героя зовут Эдуард Стецюк. Нет, пожалуй, такой работы, которую бы он не смог выполнить. Надо заменить все тот же смеситель – пожалуйста, установить мойку или унитаз – нет проблем. И канализацию в доме, если забилась, может в момент почистить, и кран во дворе, если кто-то из вас живет на земле, починить… Словом, на все руки мастер.
Интересуюсь, как же Стецюк стал сантехником. Прежде чем спросить его об этом, в голове прокручиваю разные предположения: наверное, окончил по этой профессии училище, отец передал опыт… Да, у Эдика оказалось примерно так. Сначала окончил школу в Григориополе. Семья была большая, он «мизинец». К труду рано приобщился – жизнь заставила. Глядя на родителей-тружеников, по дому во многом помогал: не только что касалось огорода, скотины и птицы. Семью земля кормила, и хочешь-не хочешь, а подмога родне нужна была, и конкретная. Прополка сорняков в междурядьях кукурузы и окучивание кустов картофеля – дело обычное, и он этим тоже занимался, но больше все же тянуло к мужской работе. С отцом времянку поднимал, крышу дома ремонтировал, канализацию проводил… В пятнадцать лет (окончил тогда девять классов) родители привезли его в Каушаны, в местное профтехучилище. С радостью стал учиться на электросварщика. А родители были довольны еще больше: и койкой был сын обеспечен, и столовой.
В училище теория и практика дополняли друг друга. Учился с интересом, увлеченно, не отличником, а твердым хорошистом был. Не случайно после стажировки в Одессе на заводе имени Октябрьской революции его просили направить именно на это предприятие (это были времена Советского Союза, и кадровые вопросы во многом решались так). Но жаль, что поработать не пришлось – пришло время в армию идти. Служил в Тирасполе, и, однажды сильно простудившись, попал в больницу. Здесь как раз практику медсестрички будущая жена проходила. Молодые познакомились. Да так, что семью завели. А когда в стране наступила перестройка, и индивидуальное предпринимательство стало входить в моду, подался в Москву – хотелось денег заработать. Они молодой семье очень нужны были. Там с приятелем устроился на стройку, где работал не только сварщиком. Пробовал себя отделочником – и штукатурить, и малярить получалось. И неплохо. Понял, что в частной фирме нужно быть умелым и многосторонним работником. А тут еще бригаде повезло с толковым сантехником. Смотреть на его работу было одним загляденьем. И Эдик стал чаще к нему подходить, улавливать отдельные моменты. Благо, мастер не держал секреты в себе, его «учись, пока жив» до сих пор помнит Стецюк. Так и переквалифицировался он на новую специальность, быстро овладеть которой помогла и его первая профессия электросварщика.
Сантехником мой герой работает уже пятнадцать лет. Не шабашничает с одним разводным ключом, самопальными прокладками и паклей, а именно работает. Под ключ отопление в дом может провести. Давно перешел на пропилен, трубы пластиковые режет и варит такими инструментами, что приятно смотреть. И комплектующие к ним применяет безошибочно, гарантируя качество. «В нашем деле, как и в любом другом, – говорит мастер,– за новыми материалами, технологиями следить надо обязательно. Прозеваешь что-то, считай на месте топчешься, по старинке продолжаешь работать». И как тут не согласиться с Эдиком. Советское прошлое постепенно «покидает» стены квартир. Уже мало кто из нас помнит, какими неаккуратными выглядели наши жилища в начале восьмидесятых. Давно отошли в прошлое унитазы с огромными до потолка бачками, громоздкими и невероятно шумными. Сегодня сантехническое оборудование, созданное современными производителями, позволяет нам чувствовать себя максимально комфортно. На смену чугунным, объемным батареям пришли компактные плоские биметаллические, стальные и алюминиевые, теплые ванны, в которых вода не остывает с невероятной скоростью, пол с подогревом… Современная сантехника и технологии позволяют создавать подобные картины не только в собственном воображении. Рынок сантехнического оборудования и арматуры в последние годы получил невероятное развитие. Во многом это связано как с возникновением своих новых предприятий, так и с мощным потоком арматуры и сантехники импортного производства. Вот почему Стецюк старается всегда быть в курсе всего нового в сантехническом хозяйстве. Старается посещать выставки, мастер-классы, проводимые в Кишиневе, Одессе. Недавно по приглашению приятеля побывал даже в Батуми, где возводится большой туристический комплекс. Успел и там немного поработать, пополнить практические знания. И учебу заочно в ПГУ по специальности инженера-теплотехника окончил, что тоже, несомненно, помогает в работе.
Я попросил Эдуарда пооткровенничать и рассказать о ближайших планах. «Очень хочу создать свою фирму. Думаю, к этому уже готов, нужно только еще деньжат подкопить… Хочется чувствовать себя на все сто процентов востребованным и, конечно же, необходимым людям. Пока мое предприятие в снах и мечтах, но, знаю, придет тот день, когда на фирму позвонят и сделают первый заказ. И я его выполню так, что ко мне обратятся не раз, и другие тоже».
Александр АТЛАНТ.
От редакции. Профессию сантехника в республике можно получить в Дубоссарском индустриальном, Тираспольском промышленно-строительном и Слободзейском политехническом техникумах.