Домой Общество Милая малая Родина Село, которое выжило

Село, которое выжило

0
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Этимологическое разнообразие в названиях населённых пунктов приднестровского региона не может не удивлять. И здесь надо отдать должное нашим предкам, часто обозначавшим свое местожительство соответственно природным, географическим, топографическим и иным приметам местности. Что может поведать современному человеку, к примеру, слово «мочар»? Да ничего. Но, оказывается, ещё сотню лет назад оно широко употреблялось в местном диалекте. Так называли ограниченные заболоченные территории, время от времени возникавшие на переувлажнённых чернозёмах. Именно такому топкому месту обязано своим названием село Мочáровка.

Этому небольшому, уютному селению в Григориопольском районе можно сказать, повезло. Оно избежало участи исчезнуть с карты и в середине прошлого столетия в период массового укрупнения колхозов, и в новом веке, когда распад Союза запустил цепную реакцию всеобщей разрухи. Соседняя Федосеевка, что расположена всего-то в километре, с вызовами времени не справилась. Там уже лет 10, как все дома опустели, и только раз в год на родительский день «оживает» кладбище, куда приезжают помянуть ушедших в мир иной родных дети и внуки. К слову сказать, мочáровцы свято чтут традиции родительского дня, и погост соседей готовят к поминальным дням так же, как и свой, не считаясь со временем и не ожидая благодарности.

Мостик через овраг

Через два года Мочáровка будет праздновать столетие. Её в 1921 году основали выходцы из села Шипка. Что заставило восемь зажиточных шипкинских семей уйти на единоличные хозяйства, уже никто не узнает, однако в истории села сохранились их имена и фамилии: Василий и Наталья Чумаченко, Евтихий и Мария Димитренко, Михаил и Спиридон Руснак, Дарья Булатая… По воспоминаниям Людмилы Владимировны Димитренко, потомка первопоселенцев, работали они от зари до зари. Первым делом вручную выкопали колодцы: без воды, как известно, не выживешь. Землю пахали на волах, поля засевали зерновыми культурами, держали большие хозяйства птицы и крупного рогатого скота. Постепенно стали селиться другие люди, село разрасталось. Потом пришла коллективизация. И поскольку Мочáровка по числу хозяйств была не слишком многочисленна, то её объединили в одно хозяйство с соседней Федосеевкой. Так возник колхоз «Рассвет».

По летописи Мочáровки можно писать историю  аграрного развития страны Советов. Все неимоверные тяготы и трудности, все ошибки и просчёты как местного руководства, так и государственных мужей державы огромным бременем ложились на плечи крестьян. Мочáровка, подобно сотням тысяч колхозов СССР, несла эту ношу и кормила огромную страну.

Мария Тимофеевна Квиташ, в девичестве Руснак, родилась уже на исходе коллективизации, за 6 лет до начала Великой Отечественной войны. Сегодня, вспоминая своё короткое детство, закончившееся с началом немецко-румынской оккупации, она, прежде всего, с теплотой говорит об  односельчанах: «Наше село всегда было очень зелёным. Люди здесь трудились, не зная отдыха, и не имея понятия о том, чтобы что-то себе присвоить. До войны в Мочáровке выращивали крупный рогатый скот и свиней, разводили племенных лошадей. Кони были в то время главной тягловой силой, ибо один трактор и одна «полуторка», состоявшие на балансе колхоза, большой погоды не делали, и большинство полевых работ выполнялось вручную.  Жили в селе очень дружно. Помню, как четыре семьи, в том числе и наша, начали строительство домов. Поднимали их сообща: день трудились у одного соседа, на следующий шли к другому, и так до тех пор, пока все не построились».

Братская могила и Мемориал погибшим воинам в Великой Отечественной войне.

А потом грянула война. Как известно, регион был отдан на откуп румынам. Оккупация длилась около трёх лет. Колхоз был полностью разорён. Удирая от наступавшей Красной Армии весной 1944 года, румыны забирали у сельчан всё, что только могли. «Так грабить могли только голодранцы, – поясняет Мария Тимофеевна. – Сами-то они ничего, кроме мамалыги, в жизни не пробовали. И у нас все поля заставили кукурузой засеять. Выращенное полностью увозили в Румынию. Для них даже обыкновенные вареники были в диковинку, всё удивлялись и спрашивали, как творог внутрь попадает? Ну не смех ли?!».

Вместе с Красной Армией освобождать Европу от фашистов ушли все дееспособные мужчины Мочáровки. Половина назад не вернулась. За два месяца до победы погиб в Польше отец десятилетней Маши Тимофей Логинович Руснак.

Страшно вспомнить, как выживали. А тут ещё небывалая засуха первого послевоенного года словно на прочность людей проверяла: выдержат – не выдержат. И эти самые колхозы, родившиеся в муках коллективизации, пережившие невиданные испытания, каким-то непостижимым образом стали подниматься из руин. Человечество ещё не знало подобной классовой стойкости.

«Да откуда бы всё взялось? – продолжает разговор баба Маша. – Только от людей. Ни один крестьянский двор от налогов не ушёл. Имеешь корову – 200 литров молока в год сдай. Держишь кабанчика – поделись. Не только с живности, с каждого плодового дерева, с каждого куста винограда платили, да ещё обязательства по долговым облигациям добровольно-принудительно выполняли. А в колхозе по 7 гектаров пашни каждому человеку надо было вручную обработать. И ведь поля-то чистые стояли». Вплоть до окончания школы Маша не знала другой одежды и обуви, кроме ситцевого платья и кирзовых сапог.

Однако мало-помалу Мочáровка становилась на ноги: вновь отстроили фермы, колхоз обзавёлся техникой, люди стали получать на трудодни, открылись начальная школа, клуб…

Государственная реформа 50-х годов по укрупнению колхозов хоть и имела в целом положительную тенденцию в аграрном развитии страны, однако мощным катком прошлась по малым хозяйствам, фактически их разорив. Именно с этих лет началось раскрестьянивание и вымирание «неперспективных» деревень по всему пространству СССР.

Старожил села Мария Тимофеевна Квиташ.

И если в этом контексте рассмотреть отдельно взятую Мочáровку, то за 25-30 послевоенных лет чего ей только, бедной, не пришлось пережить? Это и упомянутое укрупнение, в рамках которого был ликвидирован Григориопольский район (1958 год) и село стало относиться к Дубоссарам, и 1971 год, когда воссоздался Григориопольский район и объявили новый этап концентрации сельскохозяйственного производства…

Перспективы открывались для крупных поселений, а в таких, как Мочáровка, даже школы подлежали ликвидации. Дети, родившиеся здесь, учились кто в соседнем Карманово, кто в украинской Павловке, соответственно, после окончания их уже ничего не связывало с родным селом. Молодое поколение уезжало на учёбу и не возвращалось.

Последним сокрушительным ударом стал распад Советского Союза со всеми вытекающими последствиями. Выжить у Мочáровки шансов, казалось, не было. А тут ещё мощный природный катаклизм – обледенение 2000 года, явление, которое не наблюдали даже старожилы, порушило все коммуникации с внешним миром… Пережили и это.

Сегодня среди сёл, приписанных к Кармановской администрации, Мочáровка выглядит не хуже, а в чём-то и получше других. Природный газ с бесплатными плитами в каждый дом, современное уличное освещение, водопровод и связь, качественная дорога и дважды в день бесплатная маршрутка в Тирасполь и обратно, автобус, отвозящий и детей в административный центр Карманово на учёбу и в детский сад, новый досуговый центр с киноустановкой и музыкальной аппаратурой и многое другое… Всем этим мочáровцы обязаны своему земляку Виктору Гушану. Здесь, в Мочáровке, его родовое гнездо.

Однако не стоит думать, что жители этого удивительного села, а их чуть более 130 человек, живут в ожидании манны небесной и сами ничего не делают. Они с благодарностью принимают заботу и всеми силами стараются приумножать и содержать в порядке всю сельскую инфраструктуру. Так, четыре раза в год здесь проходят всеобщие субботники. Общественные места, такие, как досуговый центр, Поклонный православный крест, мемориал с захоронением 18 воинов,  погибших в Великую Отечественную войну, детская игровая площадка и другие благоустроены, озеленены и украшены цветами. Чистота и порядок царят на всём пространстве села. По субботам в досуговом центре устраивают дискотеки. А ещё есть у сельчан заветный уголок на природе, где можно собраться большим количеством людей и отметить традиционный праздник. Вас туда приведёт мостик, переброшенный через овраг. Он словно переход в другую реальность, сулящий открыть за густой зеленью деревьев какую-то неизведанную тайну, понятную лишь избранным.

Галина БЕЗНОСЕНКО.
с. Мочаровка, Григориопольский р-н.
Фото автора и из архива Кармановской администрации.

Exit mobile version