9.2 C
Тирасполь
Четверг, 2 января, 2025

Популярное за неделю

С верой и надеждой

В столичном кафедральном соборе Рождества Христова прошло Епархиальное собрание. Цель...

«Мешок открыток» про Новый год

На объявленный газетой «Приднестровье» конкурс «Новогодняя открытка из прошлого»...

Новоселье под Новый год

Жительница Дубоссар Анна Кишларь говорит, что совершенно не ожидала...

Главное – безопасность

В преддверии возможного отключения газа в республике Правительство и...

Судьба служить людям

Здесь человек рабочей профессии может вырасти до специалиста и даже занять  начальствующую должность. Вот и для этого материала руководство фабрики «Интерцентр Люкс»  предложило именно такую героиню – начинавшую когда-то ученицей швеи и ставшую бригадиром.  

Пожалуй, начну с цифр. Стаж в профессии Надежды Никитовской, мастера швейного потока №4, – 27 лет. На фабрике она трудится уже 18, из них почти 3 года – бригадиром. Но ее человеческие и профессиональные качества оказались еще более впечатляющими, нежели цифры. Надежда Константиновна порядочная и открытая, невероятно скромная, притом, что гордиться ей есть чем. И все это делает ее очаровательной и притягательной собеседницей. В свою героиню я влюбилась тут же, и тут же забыла, что должна вести интервью. Мы говорили обо всем, говорили долго, хотя время пролетело стремительно. Контакты таких людей хочется бережно хранить в записной книжке, потому что они особенные. От них веет теплом. Не зря руководство фабрики представило мне ее так: «Надюша – душевный человек. Ее любят все: и мы, и девочки из её бригады, и внучка». «Внучка?» – переспросила я, так как была искренне удивлена…

…Передо мной сидела молодая миловидная женщина, хрупкая, хорошо и тонко сложенная, с красивыми каре-зелеными глазами. В ее внешности читалось: она хорошая хозяйка и любит аккуратность. Из разговора узнала, что у Надежды дружная семья: мама, муж, дочка, зять и любимая внучка София, которой недавно исполнился год. Когда люди подмечают, что внучка похожа на нее, Надежда скромно улыбается. Видно, что в девочке она души не чает. Очень тепло говорит о зяте, называя его сыном. Считает, что судьба подарила ее дочери хорошего человека, настоящего мужчину. Дочку же Надежда воспитывала в любви и ласке. При этом учила ее честно трудиться, говоря, что для нее, ребенка, главный труд – это учеба. И девочка маму никогда не подводила. Я могла бы пересказать вам необычную историю становления Надежды как профессионала, историю ее жизни, но, поверьте, я не сделаю это лучше, чем сама героиня. У нее особый талант рассказчика. Слушаешь ее и словно проживаешь все вместе с ней…

– Надежда, расскажите, с чего начинался ваш путь бригадира?

– Мне было 17, и я поступила в университет на педагогический факультет. А летом, пока не началась учеба, решила подработать. Пошла ученицей швеи на «Одему». Это был непростой 91-й год. Каждую пятницу за хорошую работу и поведение получала 3-5 рублей. Так я, совсем еще девочка, начала сама зарабатывать. И 1 сентября в университет уже не пошла. Сейчас, когда чувствую, что я на своем месте, когда вижу, что во мне нуждаются люди, думаю: все к лучшему. Сегодня за моей спиной 28 человек, это большая ответственность. Наверное, работа, девочки и есть моя судьба, призвание. Мое предназначение.

– Что же было дальше?

– Отработала на «Одеме» 11 лет швеей. И во время декретного отпуска пришла в «Интерцентр Люкс» на подработку. Это был 93-й год. Меня взяли. Когда закончился декрет, вернулась на «Одему». Времена непростые, отопление там в тот период было слабым. А мне по состоянию здоровья мерзнуть нельзя. Мне пошли навстречу, отпустили сразу. В тот же день я с документами пришла в «Интерцентр Люкс», и через неделю уже числилась в штате швеей. Когда нужно было, даже заменяла бригадира.

– Уже тогда, видимо, чувствовали, что справитесь…

– Я не любила много говорить (улыбается). Однажды пришлось заменять бригадира в течение четырех месяцев. Тогда была еще совсем молоденькой, но справилась. Потом  попала в 4-ю бригаду, где мастером швейного потока была замечательный человек Людмила Валерьяновна Казаченок. Та самая легендарная Казаченок, которая первой пришла в 1992 году на фирму и создала первую бригаду из четырех человек. Она уже на пенсии, но я до сих пор с ней созваниваюсь. На нее хотелось равняться, на нее хочется быть похожей и сейчас. Я проработала под ее началом лет пять. Когда Людмила Валерьяновна ушла на пенсию, на ее место «подняли» швею из бригады. Но пришло время ей становиться мамой. Меня вызвали к руководству и сказали, что моя кандидатура выдвинута на место бригадира.

– Для вас это было неожиданностью?

– Полной! У меня же не было специального образования. Переживала, что не справлюсь. Но собрались все технологи и сказали: «Ты сможешь!». Я предлагала им специалиста из экспериментального отдела, знающего работу от А до Я. А что знаю я? И начала перечислять то, что знаю. Главный технолог Дина Дмитриевна Полякова улыбнулась и говорит: «Если бы все знали то, что знаешь ты». Видимо, любознательность мне помогла. Всегда было интересно узнать работу изнутри. Вот технолог приходит в бригаду и начинает запускать модель. Каждой швее показывает ее участок работы. А я ходила за технологом и вникала во все. Что-то казалось сложным, что-то было страшно осваивать, но всегда – очень интересно. А если машинка двухиголка с переключением – это же очень интересно (смеется)!

– Любознательность вас «подвела»!

– Да! И теперь я своих учеников так учу: разрешаю вставать и ходить за технологом в потоке, учиться. Может, простые строчки не получаются, а сложный процесс получится – карман или воротник. Я всех своих девочек знаю по характеру, определяю настроение каждой по глазам. Знаю, к кому стоит сразу подойти и спросить, что случилось, а к кому – в конце смены. Буду крутиться-вертеться, но обязательно позову к себе и скажу: «Я не могу идти домой, потому что не знаю, что у тебя произошло».

– Расскажите о своей четвертой бригаде.

– Наша прежний бригадир Людмила Валерьяновна «построила» крепкую бригаду. От нее словно тянулись ко всем ниточки, она видела всех и слышала всех. И когда я стала бригадиром, боялась, что растеряю все то, что она создала. Но меня очень поддерживало начальство, говорили: «У тебя получается!». И сейчас я уже не могу без своих девочек. Они плачут – плачу и я. Им больно – больно и мне. Моя семья – мама, муж, дочка, внучка – всегда у меня в сердце. Это даже не оговаривается. Но я всегда говорю, что работа – мой первый дом. Я их «пчелками» называю. Они, действительно, большие труженицы. Мне нравится видеть блеск в их глазах, когда раздаю квитки о заработной плате.

– Как у вас хватает сил, энергии, чтобы вникать в дела каждой?

– Я просто ими живу. Вот у одной девочки из нашей бригады мама заболела. Обратилась в отдел кадров, объяснила ситуацию, попросила помочь с лечением. И большое спасибо, что сразу отреагировали. Теперь она такие слова мне говорит. То шкатулку своими руками сделает, то что-то вкусненькое нам принесет. А ведь я ничего такого не сделала, только один звонок.

– Это был не просто «один звонок», а небезразличие. А это дороже денег…

– Понимаете, в тот момент, когда я вижу, что у человека неприятности, я не оцениваю свои поступки, просто должна быстро действовать. Была ситуация с другой девочкой из моей бригады: в один из дней она не вышла на работу. И я чувствую, что-то неладно. Узнала, где живет, пришла к ней. Она ко мне вышла, я ее обнимаю, осматриваю с ног до головы, целую. Она начала плакать. Сели мы и стали разговаривать. Оказалось, у нее действительно неприятности. Мы тогда с ней долго говорили, я объяснила, что в жизни бывают сложности, но рук опускать нельзя, что она найдет хорошего парня, выйдет замуж, будет у них свое жилье, и я приду к ним на новоселье. На следующий день она вышла на работу, и видно было, что девочка успокоилась. И мне легче стало. А сейчас она ждет ребеночка (улыбается).

– Как вашим девочкам повезло с вами!

– Я благодарна им, что они у меня есть. Всегда им говорю: «Спасибо вам за то, что вы меня не слушаете, а слышите». Еще говорю, что 4-я бригада, которую первой «выстроила» Людмила Валерьяновна, всегда будет лучшей. И вот когда директор сообщила, что придет корреспондент, чтобы взять у меня интервью,  подумала: «Чем это заслужила? Ведь я такая же, как все».

– А как думают ваши родители?

– Нас в семье четверо детей: я и трое братьев. Если бы был жив папа, думаю, он гордился бы мной. Это папа решил назвать меня   На-деждой, хотя родилась я в день Варвары. Три года назад я получила медаль «За трудовую доблесть». Папы уже не было. Я приехала домой, к маме, в Токмазею. Приехала не с пустыми руками. Привезла то, что любит мама, стала накрывать на стол. Смотрю, а мама рассматривает медаль и плачет. Спрашиваю: «Мамочка, ты чего плачешь?». А она говорит: «Был бы папа жив, он бы еще больше плакал от радости и гордости за тебя…».

Помню, приезжала домой, а папа стоял у калитки, у нашей шелковицы, и выглядывал на дорогу. Наш дом четвертый от остановки. Увидит меня и говорит: «Моя Надюша приехала». Я подхожу, целую, обнимаю его, и он начинает плакать. Очень любил меня. И сейчас, когда прихожу к нему на могилку, обо всем ему рассказываю. Обо всех своих радостях и горестях. И так легко мне становится. Мои родители и мои девочки – мои ангелы-хранители.

Татьяна АСТАХОВА-СИНХАНИ.
г.Тирасполь

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Новым годом

Дорогие приднестровцы! От всей души поздравляю вас с новым, 2025...

Поздравление с Днём спасателя

Уважаемые спасатели! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Служба в рядах спасателей...

Тепла нам и радости

Вот-вот наступит Новый год. Уже 2025-й. Все мы думаем...

Поздравление с Днём кино

Дорогие кинематографисты и любители кино! Поздравляю вас с Днем кино! Этот...

Пространство любви

На храмовом празднике села Теи мы познакомились с Константином...

Архив