Нередко одна-единственная встреча с неординарным человеком круто меняет всю жизнь, определяет нашу судьбу. Для меня таким человеком стала женщина-легенда, Герой Социалистического Труда, директор швейной фабрики им. 40-летия ВЛКСМ Валентина Сергеевна Соловьева.
Идя рука об руку с этим поразительным человеком многие десятилетия, я понял, каким тонким психологом была В.С. Соловьева. Она могла сложить представление о человеке, всего лишь посмотрев ему в глаза – их не зря называют «зеркалом души». Пообщавшись несколько минут, она безошибочно тестировала собеседника. Со временем я сотни раз обнаруживал в ее кадровых назначениях главный принцип, которого придерживался руководитель от Бога, – доверять людям.
Умению разбираться в людях – этому я тоже учился у своего наставника. Многие методы работы с людьми, социальной поддержки коллектива я перенял у Соловьевой, уже когда создал многоотраслевое предприятие, которому в прошлом году исполнилось 25 лет. Уроки ее мне здорово помогли, ведь коллективы швейных предприятий – это в абсолютном большинстве женщины, и каждая из них требует особого подхода. Не скрою, я копировал методы Соловьевой, чтобы создать работающим женщинам хорошие условия труда и быта, ведь они не только работницы, но еще и жены, матери. Валентина Сергеевна жила заботами своих работников. На дверях ее кабинета не было привычного объявления о часах приема по личным вопросам. Она готова была помочь в любую минуту, вне регламента. Так научился у нее работать и я. В последние годы она часто бывала у нас на предприятии, подсказывала, советовала. Не всегда наши мнения сходились, но я всегда учитывал точку зрения своего учителя по жизни. А главное – она искренне радовалась успехам своих учеников, гордилась ими.
Лишь только начав работать зам. директора Дворца культуры «Современник» под началом Соловьевой, оказался перед первым профессиональным испытанием – в канун Дня Победы предстояло организовать чествование ветеранов войны. Главное, что двигало мною тогда, – оправдать оказанное таким человеком доверие. И мы не подвели – придумали совершенно новый сценарий этого мероприятия, которое назвали «Землянка». Оно прижилось и на городском уровне, и на нашем предприятии. Но не это главное. Валентина Сергеевна, несмотря на занятость, после проведения значимых культурных мероприятий, организуемых коллективом нашего Дворца, всегда участвовала в подведении их итогов, своеобразном анализе, выясняя, что удалось, а что – нет. Вы можете себе представить в этом качестве какого-то другого директора? Я – с трудом. И в этом было все естество Валентины Сергеевны – ей до всего было дело. Какими же приятными для меня стали после «Землянки» слова похвалы Валентины Сергеевны лично в мой адрес. Ее слова благодарности врезались в память на всю оставшуюся жизнь.
Я обратил внимание, что это, как бы сейчас сказала молодежь, «профессиональная фишка» этой мудрой женщины, знавшей, что от доброго слова, одобрения и ободрения у людей буквально «вырастают крылья», хочется сделать больше и лучше. Человеческое отношение к работникам – это то, что всегда их подкупает. Этому можно было научиться у Соловьевой, что я всегда и делал. Способность безошибочно подбирать молодые кадры, доверять им, поддерживать словом и делом являлась отличительной чертой многогранного характера В.С.Соловьевой. Напутствуя членов своей команды, она любила говорить: «Сегодня вы руководители, завтра – нет. Так ведите себя с подчиненными так, чтобы потом, когда вы не будете руководить ими, вам не было совестно поздороваться и поговорить с ними где-нибудь в городе».
Будучи педагогом по специальности, Валентина Сергеевна всю жизнь исповедовала принцип: рабочий – не винтик, не шестеренка, дающий план и прибыль, он человек со своими страстями, заботами, мечтами, и лишь работой его жизнь на предприятии не должна ограничиваться. Именно поэтому она особое внимание уделяла воспитательному аспекту. Отсюда целый штат воспитателей, психологов, социологов. Этот ее урок на всю жизнь освоил и я, стараюсь следовать ее заветам.
После получения юридического образования я был переведен Валентиной Сергеевной на работу в юридическую службу предприятия. В этом проявилось еще одно отличающее ее качество – умение расставлять кадры, понуждать их повышать образовательный, а значит, профессиональный уровень. Складывалось впечатление, что буквально вся швейная фабрика училась – кто в техникумах, кто в институтах, а кто и в аспирантуре, причем без отрыва от производства. И большая заслуга в этом нашей Валентины Сергеевны.
Она гордилась тем, что на предприятии работало несколько кандидатов наук, лауреаты Государственной премии и премии Ленинского комсомола. Видели бы вы, как счастливо светились ее лучезарные глаза в окружении учеников. Тогда под началом Валентины Сергеевны была настоящая команда амбициозных и молодых последователей, в числе которых В.Ладункин, А. Павлова, Т. Власенко, З.Полозова, Д. Димитрова, С. Антонова и др. С ее легкой руки и я поступил в аспирантуру института государства и права Академии наук СССР. Позже она выступила на ученом совете неофициальным оппонентом по моей диссертации.
Видели бы вы глаза этих мэтров науки, сплошь мужчин, когда на трибуну поднималась красивая седовласая женщина со Звездой Героя на груди. Она говорила негромко, но очень внятно, с внутренним достоинством, поддержала все моменты моей кандидатской работы, каждый подтверждая примером практического внедрения на производстве. Ее речь буквально заворожила присутствующих. Председатель комиссии академик В. Лаптев проявил галантность и, не скрывая чувств, буквально признался Валентине Сергеевне в любви: «Я десятки лет участвую в защитах диссертаций, но еще никогда не доводилось встречаться с таким умным, опытным, талантливым руководителем-управленцем. Я преклоняюсь перед Вами, Валентина Сергеевна!».
Как при этом не добавить и не отметить еще одно качество Соловьевой – восприимчивость к новому. Ценность ее идей, разработок в том, что они не оставались на бумаге, а неизменно внедрялись в практику на возглавляемом предприятии. Это было нелегко – практически всю жизнь проработать при плановой экономике и мгновенно перестроиться на новые методы хозяйствования, проявить инициативу, самостоятельность. Только такие, как Валентина Сергеевна, могли быстро освоить новые методы хозяйствования, присущие бурному и жесткому рынку. Причем было такое ощущение, что только теперь, когда предприятия избавили от чрезмерной опеки, она попала в свою стихию. И как жаль, что поработать в этих условиях ей довелось совсем немного. Этот урок мгновенной перестройки от Соловьевой я хорошо усвоил в 92-м при создании собственного предприятия. Если бы я тогда не решился использовать промышленный метод производства, так, наверное, как и тогда, шил бы простыни, а «Интерцентр Люкс» не стал бы многоотраслевым вертикально интегрированным холдингом, где параллельно развиваются пять направлений.
Быть чего-то начинателем – это в крови у Соловьевой. Не зря же именно швейное объединение им. 40-летия ВЛКСМ создало первое в Советском Союзе совместное предприятие с бразильской фирмой «Старуп», начало шить модные тогда джинсы. В качестве заместителя директора по внешнеэкономическим связям не раз доводилось сопровождать нашего директора в поездках за рубеж. В ходе переговоров с прожжёнными «акулами капитализма» она была выдержана, гибка и мудра. Она поразительно чувствовала дух времени, органично встраивалась в новые веяния. Иностранцы буквально влюблялись в нее, удивлялись ее дару. Из многочисленных предложений о совместном бизнесе только ей ведомым чутьем, женской интуицией Валентина Сергеевна выбирала самое выгодное для коллектива.
Валентина Сергеевна в зарубежных командировках олицетворяла собой нашу страну. Вспоминается поездка в Сан-Паулу (Бразилия) в 1988 г. – многочасовой перелет, и, как говорится, с корабля на бал: в честь Валентины Сергеевны ее деловой партнер устроил официальный прием, на котором присутствовали посол СССР в Бразилии, ответственные чиновники МИДа, другие официальные лица. К светским раутам мы еще не привыкли. Но опять же надо знать Валентину Сергеевну, которой чувство стиля никогда не отказывало.
…Она всегда одевалась модно, стильно. Будучи директором… иногда сама себе шила наряды. Не терпела фривольностей в одежде, всегда была предана деловому стилю. Даже будучи уже в мудром возрасте, носила обувь на высоком каблуке. Костюмы, платья, пальто – всегда с приталенным силуэтом. Своим личным примером она буквально подзадоривала коллег и подчиненных женщин, которые старались не отставать от нее ни в культуре поведения, ни в манере одеваться…
Утонченный стиль не мог остаться незамеченным и на дипломатическом приеме. В то, что все его участники были буквально очарованы этой женщиной, свою лепту внесла и ее речь с проникновенными, простыми словами о любви к Родине, любимому городу, своим землякам.
Его интересы она защищала и в статусе депутата Верховного Совета МССР. В активной общественной деятельности проявлялись все те же черты ее характера – человеколюбие, милосердие, умение выслушать человека, искренне сострадать его бедам, пропускать все это сквозь душу и сердце. Ее посещали десятки, сотни избирателей, отчаявшись решить свои житейские и бытовые проблемы в других местах. Как юрист я тогда оформлял все ходатайства от В.С. Соловьевой в различные судебные инстанции, в органы прокуратуры с просьбой о снисхождении к людям, однажды совершившим роковую ошибку. У нее было большое сердце и сострадание. Она всегда оправдывала возлагаемое на нее людьми доверие. Там, где не удавалось решить проблему в официальном порядке, она подключала многочисленные личные связи, иногда на самом верху. Зато как она радовалась, когда удавалось помочь. Благодарность своих земляков она считала высшей для себя наградой. Милосердие ее не имело границ, а обязательность – еще один жизненный принцип, которому она никогда не изменяла.
В последние годы жизни Валентины Сергеевны я часто называл ее своей второй матерью. И это было так на самом деле, поскольку в моей судьбе она сыграла определяющую роль.
На праздновании одного моего юбилея рядом сидели два одинаково дорогих мне человека: мама, которая меня родила, и моя вторая мать Валентина Сергеевна, вложившие в меня всю свою любовь, сделавшие из меня того, кем я сегодня являюсь.
В последние годы ее жизни я пытался хоть что-то ей отдать, помочь этому дорогому для меня человеку. Но мне не хватило бы всей жизни, чтобы это сделать. Добро, которое она несла мне, людям, нельзя оценить ничем и забыть, никогда!
Анатолий ДЗЕРНОВИЧ,
президент ТПФ «Интерцентр Люкс».