0.8 C
Тирасполь
Четверг, 12 декабря, 2024

Популярное за неделю

«Рилла» покорила

Члены комиссии республиканского конкурса «Приднестровское качество» посетили предприятие, расположенное...

Парта героя

Село Кузьмин известно далеко за ...

Нет безымянных солдат

В рабочем кабинете главы приднестровского государства прошла встреча Вадима...

А кто праздников не любит?

«Опять большой уютный зал на эту встречу нас позвал....

Фрагменты древней мозаики

Утонувшее минувшее

Возникает над курганами.

К. Бальмонт


Десятки уникальных артефактов, словно фрагменты единой исторической картины, древней мозаики… В минувшем году приднестровские археологи существенно пополнили копилку наших знаний о жизни на берегах Днестра сотни, тысячи лет тому назад. Несмотря на трудности, связанные с пандемией, были исследованы восемь курганов, сорок погребений – свидетельства различных эпох, народов и цивилизаций.

Поставь мы себе цель обстоятельно рассказать о каждом открытии – на любое из них ушла бы не одна страница. Поэтому, придерживаясь формата массового издания, ограничимся лишь небольшой подборкой с приведением кратких комментариев, включая и самые общие сведения об эпохе. Будем постепенно продвигаться из отдаленного минувшего к временам более близким, следуя за «проводником», в роли которого в данном случае выступает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НИЛ «Археология» Сергей Разумов.

Кто такие «усатовцы»?

Определенная часть находок, сделанных в минувшем году, относится к эпохе энеолита-раннего бронзового века (последняя треть IV – начало III тыс. до н.э.). Этот период представлен погребениями усатовской культуры. «Усатовцами» археологи называют представителей культуры, существовавшей в Северо-Западном Причерноморье, в степях между Нижним Дунаем и Тилигульским лиманом (Николаевская, Одесская область). Как называли себя сами «усатовцы», мы не знаем. Свое теперешнее название они получили по месту первого обнаружения памятников данной группы, у с. Усатово Одесской области, где проводились раскопки.

«Усатовцы» оставили одни из наиболее ранних мегалитических сооружений, культовых объектов из массивных камней. Свои курганы они окружали кольцами из вертикально установленных каменных плит размером 2×3 метра, иногда – в форме человека (т.н. «антропоморфы»). Представители этой общности уже использовали стеклянные изделия, производство которых примерно в это же время было освоено в Восточном Средиземноморье.

«Усатовцев» относят к представителям индоевропейской общности, предкам фракийцев и микенских греков, условным предкам современных индоевропейских народов.

На начало XXI века было известно около трёхсот погребений усатовской культуры. Из них около десятка за последние годы раскопали приднестровские археологи. В одном только 2020 году получен ценный материал, на основании которого можно провести ряд важных для науки анализов. Помимо костных останков, найден и ряд артефактов: керамических и бронзовых изделий.

Создатели колесных повозок

Представители ямной культурно-исторической общности (последняя треть IV – конец III тыс. до н. э.) занимали территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой. «Ямники» создавали колёсные повозки (телеги), наиболее ранние из известных в Восточной Европе. Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. В погребениях также нередко находят фрагменты повозок (телег).

Приднестровские археологи обнаружили ряд погребений данной общности, содержавших керамику и ювелирные украшения. Примечательно одно из них, раскопанное в 2020 году, где с левой стороны груди, среди ребер погребенного, был найден наконечник кремневой стрелы, что свидетельствует о том, что погиб этот человек, вероятно, в бою и был с почестями похоронен соплеменниками.

Двенадцать треугольников

В середине III тыс. до н.э. на нашу территорию пришли носители катакомбной культурно-исторической общности. Свое название эта культура получила по типичному обряду погребения в катакомбах – специфических сооружениях, состоявших из вертикального колодца, дромоса (коридора) и погребальной камеры.

Сотрудники НИЛ «Археология» в 2020 году в катакомбном захоронении нашли каменный полированный цилиндр, возможно, служивший домашним алтарем. В соседнем детском погребении катакомбной культуры был найден богато орнаментированный сосуд, предположительно с календарным орнаментом: двенадцатью треугольниками, покрытыми насечками. Значение этого орнамента ещё предстоит установить.

Змееборческий миф

Ещё один уникальный артефакт археологи относят к т.н. бабинской культурно-исторической общности, существовавшей в эпоху средней бронзы (XXII-XVII вв. до н.э.).

В бабинском погребении был найден весьма любопытный сосуд, покрытый пиктографическими рисунками. Сосуды такого типа известны. Интересно, что все они обнаружены в погребениях с детьми. Найденный в прошлом году археологами – наиболее ранний и в плане изображений наиболее подробный, детализированный.

Интересно, что изображения на сосуде выстроены в определенную систему. «Это не просто декор или орнаментальное изображение, – отметил Сергей Разумов. – Видна последовательность знаков. Их могли прочитать только те, кто знал, что они означают».

Можно допустить, что история, рассказанная посредством этих рисунков-знаков, не что иное, как змееборческий миф, центральный миф индоевропейцев, который хорошо известен нам по многочисленным проявлениям эпоса, сказок, иконописи, где повествуется о победе бога или богатыря, героя, святого над неким хтоническим (древним) существом в облике змея (в индуизме этот змееобразный демон хаоса известен как Вритра). Сосуд с такими пиктограммами относится предположительно к XVIII-XVII вв. до н.э. Всего на территории от Урала до Днестра обнаружено до полутора десятка таких сосудов. Рисунки на сосуде, найденном в с. Глином Слободзейского района, вполне можно считать предшественниками современной письменности.

Кинжал времён Троянской войны

Ценными находками увенчались раскопки курганного могильника белозерской культуры. Её относят к финалу бронзового века (XIII – X века до н. э.), т.е. ко временам гомеровского эпоса, Троянской войны. У племен этой общности появляются первые на территории Северного Причерноморья железные изделия.

В минувшем году были раскопаны четыре белозерских погребения, содержавших выразительные наборы керамической посуды (корчаги, кубки, чаши, черпак) и кости от жертвенной пищи. Яркой находкой является бронзовый кинжал времен Троянской войны.

Представителей этой культуры считают предшественниками легендарных киммерийцев. «Белозёрцы» хорошо знали металлургию, умели обращаться с верховыми лошадьми и строить дома на каменных фундаментах.

Киммерийцы

Ореолом загадочности окружены обитавшие в Приднестровье племена киммерийцев. Об этом народе упоминают античные авторы. Однако киммерийских погребений известно не так много. На территории нашего края всего около десятка. При этом только в прошлом году приднестровским археологам посчастливилось раскопать четыре киммерийских захоронения.

Киммерийцы кочевали в степях Северного Причерноморья в первой трети I тыс. до н.э., признавались современниками прекрасными воинами-всадниками, иногда, как это можно видеть на этрусской вазе, сражавшимися в сопровождении боевых собак.

Считается, что киммерийцев вытеснили скифы либо что они частично смешались со скифами, родственным скотоводческим народом иранской языковой группы.

Бубенчики на одежде печенегов

Если о киммерийцах и скифах писали античные авторы, то о печенегах рассказывает «Повесть временных лет». Этот кочевой народ также покрывал своими табунами и стойбищами приднестровские земли. В прошлом году в одном из погребений были найдены нож и бубенчики, вероятно, носившиеся на одежде печенежского воина. Такова весточка из времен Древней Руси, предположительно Х в. н.э. Считается, что в этот период в Приднестровье проживали славянские племена тиверцев и уличей. Однако, судя по наличию погребений воинственных кочевников, жизнь на берегах Днестра для земледельцев, жителей славянских поселений, отнюдь не была легкой и безопасной.

Обнаружили археологи и мусульманские погребения эпохи Золотой Орды. Увы, средневековые памятники, как правило, менее информативны. Вот и получается, что от времён золотоордынцев, крымчаков и ногайцев (последние кочевали в наших краях ещё двести с небольшим лет назад) до нас дошло куда меньше исторических объектов, чем, скажем, от скифов и сарматов.


Николай Феч.

Фото: www.novostipmr.com

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Отпор финансовым мошенникам

Презентация новых продуктов «Сберегательного банка Приднестровья» в рамках конкурса...

Коротко о важном

Подведены итоги конкурса «Приднестровское качество-2024». В нём приняли участие...

«Горячее сердце» за помощь людям

В министерстве просвещения прошёл круглый стол на тему: «Добровольчество...

От Приднестровья до Индонезии

Этот комплекс поражает воображение даже тех, кто уже на...

Солод, хмель, дрожжи, вода и человеческий фактор

Бендерский пивоваренный завод, основанный в середине девятнадцатого столетия, прошёл...

Архив