6.2 C
Тирасполь
Суббота, 18 января, 2025

Популярное за неделю

Здесь тепло и пахнет хлебом

Сегодня всё чаще я задумываюсь о том, что истинное...

Она спешила творить добро…

Люди, знавшие Юлию Гавриловну Паюл, удивлялись, сколько в ней...

Детям здесь тепло и уютно

Энергетический кризис оставил холодный отпечаток на всех сферах жизни...

Высота под контролем

Этот девиз был начертан на лежавшем на столе директора...

Хорошо жить на этом свете!

Вы никогда не задумывались над тем, сколько живёт человек, если его жизнь посчитать не годами, а в днях.

Именно об этом мне почему-то подумалось, когда я шёл по улице Каховской в Тирасполе на встречу с Тамарой Иосифовной Панчёха, которая сегодня отмечает 90-летие.

Накануне к нам в редакцию позвонили её соседи и очень просили обозначить эту дату доброго человека. Не за каждого горой стоят соседи. «Значит, стоящий человек – Тамара Иосифовна!» – думал я про себя, на ходу считая, сколько же дней уложилось в 90 лет. И получилась поразительная цифра – более 32 870 дней! Это же каким сильным морально и физически надо быть человеком, чтобы выстоять перед всеми невзгодами ушедшего века, чтобы нести тяжкую ношу ответственности за каждый из прожитых дней!

…Но чем больше мы говорили с Тамарой Иосифовной о её прожитой жизни, тем меньше оставалось места для этого наносного пафоса, а вырисовывался портрет обыкновенной труженицы, каких миллионы. Звёзд с неба не хватала, но если бралась за дело, доводила его до логического завершения, чтобы совесть не мучила ни перед окружающими, ни перед собой. Так было принято в их многодетной семье, которая жила в то время в казахском городе Петропавловске. Тамаре было четыре года, как вдруг семья решила переехать в Молдавию, где, по расхожим пересудам, настоящий райский уголок: грецкий орех, абрикосы, яблони, вишни растут прямо вдоль дороги… Соблазнились, поехали и пожалели: с 1931 по 1933 год, три года подряд, в Молдавии был настоящий голодомор. Тамара Иосифовна вспоминает с содроганием сердца, как ели всё, что попадало под руку, – щавель, крапиву, жёлуди, даже варили каштаны – их предварительно замачивали, чтобы меньше горчили…

Вернуться в Казахстан они не успели, началось не менее тяжкое испытание – война, три года оккупации, которые провели в селе Суклея. Румыны и немцы бесчинствовали. Ей удалось дважды избежать надругательства. В первом случае помогла сообразительность: девочка-подросток бросила под ноги фашисту пустое ведро, когда они направлялись в погреб якобы за картошкой. Немец, что называется, загремел под фанфары, а Тамары и след простыл, пока тот выбирался из погреба… Второй раз фашист пришёл в полночь и стал приглашать её, для отвода глаз, якобы копать окопы. Тамара бесстрашно сопротивлялась: дескать, какие окопы среди ночи? Про себя же думала: «Пусть лучше пристрелит меня… ». И действительно была готова к самому худшему исходу. Но тут за дочку вступился отец: встав на колени, он молил Христом Богом не трогать невинное дитё… Всё это, видимо, возымело действие, фашист смилостивился, оказался человеком, у которого, возможно, была тоже дочка, да и действовал он по указке начальника… Очередная гроза миновала, но чёрная отметина в душе осталась, как бы ни хотелось избавиться от неё в жизни. Она хорошо помнит, как старшую сестру принудили гнать стадо скота в Румынию, откуда она вернулась только после освобождения и перенесла немало человеческих унижений…

Когда закончилась война, Тамара не могла надышаться свободой, отдавалась вся труду, будь то в колхозе села Суклея, будь то на метеостанции, где проработала шесть лет. И было что-то символичное в том, что приходилось наблюдать за мирной погодой. А потом 38 лет отдала торговле… Честно, не ради наград. И не бредила рыцарем на белом коне. Встретилась с Гришей Панчёха, слесарем высшего разряда из НИИ сельского хозяйства. Прожили с Григорием Ивановичем рука об руку много лет, двух дочек вырастили – Валентину и Анну.

– Я благодарна судьбе за то, что дал мне двух дочек, а им – хороших мужей, да четырёх внуков и пятерых правнуков. Это ж какая радость, когда мы собираемся все вместе! Особенно балует меня внучка Леночка. Придёт, без лишних слов в квартире бабули всё приберёт и добрым словом согреет. А что ещё надо пожилому человеку? Хотя я ещё и сама в состоянии обслужить себя, но мне очень приятны её хлопоты. Это придаёт мне заряд бодрости и здоровья. Спасибо добрым соседям, что не забыли про мой юбилей. Такое окружение помогает жить на этом свете!

Никандр ЕЛАГИН.

Новые статьи

Высокое напряжение

Для стабилизации энергосистемы республики 8 января было принято решение...

Герой войны, семьянин, новатор

Имя Витгенштейна принадлежит к плеяде выдающихся не только в...

Для славы мёртвых нет

Имя ветерана Великой Отечественной войны, журналиста, писателя,...

Мои года – моё богатство

Время сейчас непростое: отсутствие газа, перебои с электричеством, конечно,...

Небеса разверзлись…

До появления в языческом мире Благой Вести – а...

Архив