11.5 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

На родном полустанке

Есть в Слободзейском районе, километрах в двадцати-двадцати пяти от...

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

БЛАГОДАрим за щедрый стол

Завершился очередной сельскохозяйственный год. Анализируя итоги, мы отдаём дань...

А жизнь продолжается

Ни много ни мало, а четверть века узкой полоской на живописных берегах Днестра располагается Приднестровская Молдавская Республика.

 

Двадцать пять лет существования Приднестровья отмечены упорной борьбой, сопротивлением и созиданием. За это время приднестровцы проявили могучую духовную силу, оптимизм, долготерпение и выносливость, безграничную способность выживать даже в таких суровых условиях и при этом не терять творческой одухотворённости. Несмотря на то, что «добрые» соседи удушают всевозможными путями нашу республику, в Приднестровье строятся и хорошеют города, радуют обилием продуктов рынки, растут хлеба, поднимаются поля кукурузы и подсолнечника, обильные плоды дают сады.

Не ослабевает и общественно-культурная жизнь. Писатели презентуют новые книги, художники устраивают выставки творческих работ.

В последней декаде июня мне удалось в очередной раз побывать в Бендерском художественном колледже, где 25 юношей и девушек представили авторитетной государственной аттестационной комиссии под председательством старейшего художника республики  Павла Китаева результаты нескольких лет обучения – свои дипломные работы по классу ваяния (педагог П. Жуков), живописи( педагог В. Тюмин), декоративно-прикладного искусства (педагог Л. Грекул) и дизайна графической продукции (педагог И. Румянцева).

Волнуются педагоги, ведь каждый дипломник – это детище педагогического мастерства учителя, сумевшего распознать и развить творческую индивидуальность ученика. Сегодня этот результат отдан на суд компетентных и требовательных коллег. А у студентов трясутся руки, замирает сердце и что-то холодеет внутри до такой степени, что слова комком застревают в горле. Но справившись с волнением, каждый говорит о творческом замысле представленной работы, отвечает на вопросы членов комиссии, выслушивает отзывы референта и педагога.

Интересны тематически разносторонние работы будущих скульпторов. Это военно-патриотические и исторические мотивы (Я. Мусулевская «Воспоминания», Н. Коренев «Нет войне!»), и лирика (А.Гольша «Флора»), и своеобразно решённая романтическая скульптурная группа «Порыв» – автор А.Паскаль. А Е.Железогло в работу «Путник» вложил глубокий философский смысл, нагрузив своего умудрённого жизнью согбенного путника заплечным грузом удач и роковых жизненных ошибок.

Разнообразие тематики и оригинальный подход к выполнению дипломных работ  продемонстрировали студенты В.Тюмина: Воронков «Обнажённые нервы земли», Л. Орлова «Весна», Э. Радова –натюрморт «Память». В станковой композиции «Письмо» Е. Рябчук обратилась к военно-патриотической тематике, одновременно создав свой автопортрет как мотив сопричастности к историческому прошлому, как след войны в каждой советской семье. А Р. Гросу показала скрупулёзную подготовительную работу, которая обычно предшествует рождению живописного полотна. Кроме композиции «Родное село», на суд государственной  аттестационной комиссии она представила многочисленные этюды к картине. Особой теплотой, лиризмом и любовью к изображаемым героям проникнута композиция  А. Мындрескул «Погожий день». Чета немолодых, проживших непростую, суровую жизнь людей, сидя на лавочке у дома, наслаждается ярким солнцем погожего дня, которого не могут омрачить наплывающие крадучись пятна тени. Во всех живописных работах проглядывает глубинная работа мысли.

Интересны работы из области художественного текстиля. Батик в силу того, что его исполняют  на такой тонкой основе, как шёлковая ткань, требует от художника особой осторожности, сосредоточенности, фантазии и тщательности в работе. Эти качества педагог Л. Грекул сумела привить своим воспитанницам, которые изготовили такие яркие, красочные, глубоко осмысленные образцы художественного текстиля, как триптих О.Степанкевич «Хранители молдавских холмов» и полиптих О.Гиря «Связь времён». Так, свой полиптих О.Гиря посвятила извечному стремлению всего живого вперёд и выше, стремлению земных соков от корней к ветвям и плодам древа жизни, что органично в её работе накладывается  на динамику времён года, от суровой зимы через сияющую синь и зелень весны и лета к сочным краскам осени.

Много фантазии в цветовом видении мира, в колористическом сочетании красок и цветовых оттенков проявили изготовительницы гобеленов «Сарматское море» – автор Н. Грозаву, «Родные берега» – А. Кожубаева, «Молдавские мотивы» – М. Мицул.  Их работы   отличает творческая  индивидуальность и в то же время проглядывает органическая связь с национальными традициями молдавского ковроткачества.

Графика пронизывает всю нашу повседневную жизнь, деловую и производственную сферу, неотъемлемой составляющей входит в мир книги. Поэтому перед студентами Ирины Румянцевой открывается широкий простор для творчества. Разработке элементов фирменного стиля посвятили свои дипломные работы Д.Украинец (МУП ПИ «Тирпроект»), А.Кацер (ГОУ ВПО «ПГИИ») и М. Долгов (компания «Сграффито»). Вдвойне полезную работу выполнил Н. Беженарь, создав шрифтовые плакаты «Великие о культуре», где не просто цитирует высказывания Тургенева и Гёте, Достоевского и Хагерупа, Репина и Антокольского, но представляет также шрифтовое разнообразие печатного слова. Думается, такие плакаты должны стать  неотъемлемой частью оформления каждого учебного заведения.

Талантливые проекты плакатов-афиш к спектаклям государственного театра драмы и комедии им. Н.Аронецкой представили Р.Шутак и Е.Васильев. Причём Васильев углубил работу, создав ещё и вариант карманного календаря с тематикой своих плакатов.

Пожалуй, одним из самых тематически  сложных видов графики является книжная графика. Сложность её заключается в том, что над книгой по сути дела работают два художника: художник слова и художник-иллюстратор. У каждого из них своё видение мира, своя творческая манера, своя философия. И книга приносит особенную радость тогда, когда эти художники дополняют друг друга, сохраняя свою индивидуальность. Писатель даёт картину жизни в развитии, а иллюстратор, как в стоп-кадре, останавливает мгновения из книги писателя. Это сотворчество обогащает не только читателей, но и самих творцов. К такому сотворчеству в своих дипломных работах обратились Д. Гиржул (дизайн сборника стихов для детей Н. Евдокимовой), К. Кирильченко (дизайн книги-раскраски «Растения и животные Приднестровья»), Е.Гавриш (дизайн сборника рассказов З. Витковской «Маленькие истории про Малыша и его друзей). Хочется заметить, что обращение студентов колледжа в своей работе к творчеству писателей Приднестровья стало уже доброй традицией. Защита прошла в атмосфере чёткой деловитости и приподнятой праздничности.

Так событие, произошедшее в отдельно взятом учебном заведении, воочию доказало, что наш народ обладает могучей духовной силой, что жизнь продолжается наперекор всем политическим бурям и страстям.  

З. Кожелупенко,

член СП Приднестровья.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Любая эскалация недопустима

Вадим Красносельский принял делегацию европейских дипломатов. В неё вошли начальник...

С любовью к родному городу

Тираспольский горсовет XXVI созыва провёл третье пленарное заседание 17-й...

Меры поддержки продлят

У столицы новый градоначальник. Главой государственной администрации городов Тирасполя...

Пальто превращается… в элегантный жилет!

Ярким событием минувшего августа в столице было открытие нового...

Архив