Во многих городах есть районы, название которым дали промышленные предприятия. И Тирасполь не стал исключением. Микрорайон Кировский назван в честь С.М. Кирова, потому что первыми его новоселами стали работники завода литейных машин, носящего имя этого советского государственного деятеля. А есть еще и Кирпичная слободка, или, как именуют её в народе, «Кирпичи». Дореволюционный топоним, указывающий на расположенное там предприятие.
Когда в Тирасполе появился кирпичный завод, точно неизвестно. Упоминание о нем впервые можно прочесть в сборнике «Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861-1862 годах». Так что в этом году ему исполнилось как минимум 160 лет. Предприятие постепенно росло и обзаводилось новым оборудованием. В 1913 году, например, был запущен электрогенератор. Но ещё и в 30-е годы труд здесь был преимущественно ручной, а кирпич сушился естественным способом. В 1938-м заводу присвоили гордое имя «Красная Молдавия». В последние предвоенные годы объем производства составлял примерно 10-12 миллионов штук кирпича, плюс 8-10 миллионов черепицы.
Великую Отечественную предприятие не пережило. Но послевоенный Тирасполь нужно было отстраивать. Поэтому из городских предприятий одним из первых в строй вернулся именно кирпичный завод. Уже в 1945-м он выпустил полмиллиона штук кирпичей, а через три года возобновил производство черепицы. С каждым последующим объёмы наращивались. И в 80-е годы прошлого столетия здесь производили порядка 45 миллионов штук этого стройматериала.
Наступили 90-е, ознаменовавшиеся развалом всего и вся. Первым пострадало строительство, потянувшее за собой промышленность стройматериалов. «Мы уже почти три десятилетия работаем сезонно – с марта по декабрь. Часть работников уходит в отпуск. Часть задействуем в межсезонье на ремонте и технической профилактике оборудования. Это уже отработано, и у людей вошло в привычку», – заметил в интервью нашей газете занимающий с 1988 года должность руководителя предприятия Александр Казаков. Сегодняшний объем производства не идет ни в какое сравнение с прежним, разве что с предвоенным. Но завод жив. Более того, является предприятием-экспортером. По словам моего собеседника, на внутренний рынок попадает чуть более 20% продукции ОАО «Тираспольский кирпичный завод». Остальную часть реализуют в Молдове. «Там у нас есть достаточно мощные конкуренты. Кроме нас на молдавском рынке работают еще три таких же местных предприятия. С определенными трудностями, но свою продукцию в Молдове мы все же продаем», – подчеркнул директор. Когда-то ТКЗ целиком снабжал кирпичом почти всю Одесскую область. По словам Александра Казакова, могли бы и сейчас, но он получится «золотым» из-за окружных путей доставки. Украина растаможивать этот вид товаров не хочет, а Молдова открывает для них пункты пропуска в крайних точках своей границы.
Что касается внутреннего рынка, капитальное строительство у нас постепенно выходит из кризиса. То там, то здесь подымаются башенные краны, а значит и у ТКЗ будет работа. Кстати, самым крупным потребителем продукции завода является холдинг «Шериф». Например, целиком из тираспольского кирпича построены все объекты «шерифовского» спорткомплекса и кафедральный собор Рождества Христова.
Рассчитывают на предприятии и на активизацию строительных и ремонтных работ по программе Фонда капитальных вложений. К тому же Тираспольский кирпичный завод может подсобить и в деле благоустройства города. Нет, речь идет не о тротуарной плитке. По словам Александра Казакова, ее пытались производить, но быстро отказались от этой затеи. Был на заводе участок, который занимался исключительно выпуском декоративной продукции – напольных ваз, вазонов для комнатных и парковых растений, каминов и др. Заводские художники за вдохновением в этнических тонах объездили в свое время всю Молдавскую ССР, бывали в различных областях Украины. Сейчас этот участок не работает. Нет спроса. Почему бы его не оживить? Почему бы людям, которые занимаются преобразованием облика наших населенных пунктов, не посетить ОАО «Тираспольский кирпичный завод» и не выяснить, что он может предложить для того, чтобы приднестровские города и села стали краше?
В данном вопросе есть серьезная проблема – увлечение строителей новомодными материалами. «Сегодня в республику завозят материал, который дешевле, но по своему качеству доброго слова не стоит. Это искусственный материал – пенобетон. Мы знаем немало случаев, когда стены просаживаются. Если брать морозостойкость, то кирпич выдерживает 15 циклов заморозки-разморозки. А эти материалы и цикла не выдерживают. Они после первого замораживания сразу же рассыпаются, но никто его не хочет облагать пошлиной. То, что кирпич – надёжный стеновой материал, ещё древние греки доказали», – отметил Александр Леонидович.
Ну и самый больной вопрос, характерный не только для этого предприятия. «Мы постоянно крутим по телевидению и на радио рекламу. Есть она и в Интернете. Но желающих прийти к нам немного. Я не говорю уже о специалистах – технологах, инженерах. Вообще некому работать. Мы всегда специалистов готовили сами. Да, к нам приходили люди с «корочками», мы из них готовили кадры для нашего профиля. Но сейчас никто не приходит. Мы сохранили работников, которые при Советском Союзе получили специальное образование. Благодаря им и удерживаем качество на должном уровне. Когда-то работа шла исключительно на количество. Теперь производим высококачественный кирпич десяти видов», – делится наболевшим руководитель предприятия.
Проблемы так и останутся проблемами, если о них не рассказывать, не тревожить ими тех, от кого зависит их решение. Напомним, что ОАО «Тираспольский кирпичный завод» – предприятие, как минимум, со 160-летней историей. Возможно, что оно самое старое из всех ныне действующих приднестровских производств. И хотя бы уже поэтому должно привлечь к себе внимание тех, кто способен ему помочь.
Кирилл Нефёдов.
Фото Екатерины Ананской.