Раньше название этого растения знали только биологи. Теперь же мы все поневоле поднаторели в ботанике и безошибочно из множества и множества других представителей флоры определяем это растение. Полное её название – амброзия полыннолистная.
На просторах одной шестой части суши, под Ставрополем, её впервые обнаружили в 1918 году. К нам она попала где-то в 70-х годах с семенным материалом из Краснодарского края. В те времена был жёсткий фитосанитарный контроль на внешних границах Советского Союза, но он практически отсутствовал между союзными республиками.
Бедствием стала по мере того, как приходили в запустение сельхозугодья в странах постсоветского пространства и Восточной Европы. Одиночные кусты опасности для людей не представляли, а вот целые поля, заросшие амброзией, создали серьёзную проблему. Конечно же, амброзию никто целенаправленно не садил. Но, по словам зампреда Правительства по вопросам правового регулирования и взаимодействия с органами государственной власти Станислава Касапа, ещё два года назад амброзиевые поля можно было встретить возле Незавертайловки, Паркан, да и в самом Тирасполе – в районе улицы Ларионова. Воевали с амброзией, как могли, в нашей республике и раньше, но за последние годы эта борьба вышла на принципиально иной качественный уровень. «С 2017 года Правительство уделяет огромное внимание борьбе с амброзией полыннолистной. Однако с какой проблемой мы столкнулись – полномочия по составлению протоколов об админправонарушениях, а, следовательно, и по привлечению к административной ответственности были сконцентрированы в службе государственного надзора минюста. В её составе есть инспекция фитосанитарного контроля. Но сил данной инспекции, учитывая массовость произрастания этого сорняка, явно не хватает. Поэтому весной 2019 года были внесены изменения в КоАП (Кодекс об административных правонарушениях), подключавшие к проведению проверок органы внутренних дел. Сотрудников милиции больше, чем инспекторов службы госнадзора. Поэтому охват контрольными мероприятиями стал гораздо шире. В Тирасполе и Бендерах есть подразделения экологической милиции, а в районах эти полномочия возложены на участковых инспекторов милиции», – рассказал в интервью нашей газете Станислав Касап.
Не так давно мы рассказывали о заседании координационного совета при Правительстве по вопросам АПК, на котором присутствовал и Станислав Михайлович. Тогда он обратился к руководителям сельхозпредприятий с просьбой следить за собственными угодьями и не доводить проблему с амброзией до суда. Дело в том, что кроме изменений в КоАП меры по борьбе с амброзией прописали и в Земельном кодексе. Надо сказать, что меры достаточно жёсткие. «Право долгосрочного земельного пользования может быть прекращено, если землепользователь в течение установленного срока в предписании контролирующего органа амброзию на своём участке не устранил. Одновременно с привлечением к административной ответственности у землепользователя могут изъять землю», – заметил вице-премьер. Милиция и служба госнадзора контролируют распространение амброзии в населённых пунктах. Инспекции же сельхозугодий проводятся территориальными управлениями минсельхозприроды с привлечением сотрудников центрального аппарата этого ведомства. Этот механизм заработал в текущем году. Он, как подчеркнул Станислав Касап, имеет три фазы. На первой (январь-февраль) во все сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) были разосланы письма с предписанием провести мероприятия по борьбе с амброзией. Второй этап – сами проверки. А третий – повторное инспектирование участков, где были обнаружены всходы этого карантинного растения. Штраф нерадивые аграрии заплатят и после первой проверки.
А вот карательные меры исключительного характера, как их охарактеризовал заместитель Председателя Правительства, последуют, если предписание по уничтожению амброзии вовремя не будет исполнено. Инспекции сельхозугодий были намечены на апрель-май, когда амброзия даёт всходы. Но в марте было объявлено чрезвычайное положение, а потом последовал антикризисный закон, отменявший на время почти все виды (за исключением санитарных) проверок.
Амброзия полыннолистная
Это страшнейший аллерген. Попала она в Старый Свет из Северной Америки достаточно давно. Специалисты утверждают, что впервые амброзия в Европу, в Королевство Бавария, попала из-за океана вместе с зерном ещё в 1863 году и постепенно начала расселяться как на запад, так и на восток.
15 июня режим ЧП закончился, и уже через неделю было издано распоряжение Президента о возобновлении контрольных мероприятий по борьбе с амброзией. С 6 по 24 июля проведено 439 проверок агропредприятий и КФХ. Выписано 17 протоколов об административных правонарушениях. В Земельном кодексе прописан срок для устранения посевов амброзии после первичной проверки – от двух недель до трёх месяцев. В связи с запозднившимися по объективным причинам инспекциями его сократили до минимума – до двух недель. Станислав Касап подчеркнул, что в большинстве случаев амброзия была выявлена в полезащитных лесополосах и вдоль просёлочных дорог, а не непосредственно на полях или в садах. «Раньше, как предоставлялась земля, учитывались только сами сельхозугодья без, например, просёлочных дорог, которые проходят между полями. Руководитель сельхозпредприятия говорит: «Вот моё поле №5, а это поле №6. А дорога мне не нужна». Он, правда, потом скажет: «Уважаемый глава госадминистрации, ты мне эту дорогу отремонтируй, ухаживай за полезащитной лесополосой, а когда там, в этой лесополосе, будет расти амброзия, приходи и её коси!». Ныне управление земельного хозяйства министерства сельского хозяйства и природных ресурсов предоставляет земли вместе с этими дорогами и лесополосами. Ты берёшь поле, значит, бери и прилегающую дорогу», – заметил вице-премьер.
Подобным же образом обстоят дела и в населённых пунктах. Недавно по телеканалу ТСВ прошёл сюжет о том, как в Тирасполе хозяйка частного дома решила «ткнуть носом» городские власти в заросли амброзии, но наказала сама себя. Выехавшие по её жалобе милиционеры измерили рулеткой расстояние от забора дома до аллергенных кустов и выписали штраф с предписанием удалить стихийные насаждения. Между оградой и амброзией десяти метров не было. А именно этого расстояния достаточно, чтобы заросли были признаны «городскими». В населённых пунктах у амброзии множество «хозяев». Если она растёт возле многоэтажек, то за её уничтожение ответственность лежит на соответствующих жилищно-коммунальных службах, а если, например, возле школы, то непосредственно на директоре и т.д. Если же поблизости нет ни учреждений, ни зданий, то отвечает госадминистрация этой административно-территориальной единицы. За амброзию возле шоссе и ж/д путей ответствовать придётся соответственно дорожным службам и Приднестровской железной дороге. Есть, правда, одна проблема. «Это проблема заброшенных домов. У контролирующих органов возникает правовая коллизия. Бывают случаи, когда уже хозяина нет или он находится где-то на заработках, – рассказал Станислав Касап. – Мы эту проблему обсудили и приняли решение, что служба государственного надзора министерства юстиции и органы внутренних дел направят в адрес Правительства информацию об этих заброшенных домах. Их всё-таки не так много. Мы её передадим с нашим поручением государственной администрации для того, чтобы в рамках Гражданского кодекса приняли меры – либо по обращению в муниципальную собственность бесхозного имущества, если у дома нет хозяина. Тогда госадминистрация в течение года имеет полномочия оформить его как муниципальное имущество. То же самое касается и домостроений, у которых есть хозяин, но он отсутствует, а дома представляют опасность для окружающих. Например, может завалиться на дом соседа и т.д.».
У нас применяются три способа борьбы с амброзией – кошение, вырывание с корнем и обработка гербицидами. В России, а именно в Ставрополье, в советские времена пытались использовать и биологический метод. В 1978 году там было выпущено полторы тысячи завезённых из Северной Америки особей амброзиевого полосатого листоеда. Эти жуки сначала неплохо справились с задачей по искоренению амброзии. Кстати, успехи этого насекомого на полях Ставропольского края побудили китайских, югославских и австралийских (амброзия к 80-м годам прошлого столетия добралась и до Австралии с Океанией) сельхозников последовать советскому примеру. Но от дальнейшего распространения этого жука в СССР отказались. Причина – он преподнёс учёным настоящий сюрприз. В Ставрополье листоед научился… летать, чего за ним никогда не замечалось на родине. Поэтому решено было не рисковать с расселением шестиногого борца с амброзией в других регионах Союза – никто из учёных не давал никаких гарантий, что жук не вытворит на новом месте ещё что-нибудь. Акклиматизация естественных врагов сорняков, животных – вредителей сельского хозяйства и болезней растений, – это палка о двух концах. Что же касается кошения, то специалисты этот способ борьбы с амброзией считают малоэффективным. Скашивается верхушка, но остаётся корень. Более эффективно вырывание с корнем. Но у этого растения достаточно развитая коренная система, а посему эффект тоже может быть половинчатым. К тому же, этот способ трудозатратен. Что же касается применения гербицидов, то здесь, как и с биологическими методами, возникает огромный риск и для других растений, и для животных, и для людей. «В прошлом году мы изучали отдельные виды гербицидов. Предоставили их на испытания в НИИ сельского хозяйства, госслужбе экологического контроля и санэпидемстанции. Среди них были и образцы, которые отбраковали. Других же внесли в реестр разрешённых к применению на территории ПМР ядохимикатов», – поведал Станислав Касап. В 2018 году, по его словам, Правительство разработало, а в прошлом году принял Верховный Совет, государственную целевую программу по борьбе с амброзией. На борьбу с ней в этом году, включая и обработку гербицидами избирательного действия, госадминистрациям городов и районов было выделено 500 тысяч рублей. Оприходовано из этой суммы 477 тысяч.
К слову, специалисты отмечают, что амброзии с каждым годом становится меньше. Правда, в этом году сыграл свою роль принцип из поговорки: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». «Амброзии становится меньше. Но это может быть связано и с погодными условиями. У нас из-за засухи всё плохо растёт. Жару она не любит. Разговаривал со специалистами, они говорят: «Есть, но вялая. Еле-еле». С другой стороны, есть участки, где она очень хорошо выросла. Это места подтопления во время недавнего паводка. Но с появлением более чёткого контроля, должностные лица, ответственные за уничтожение амброзии, делают это, не дожидаясь проверок», – подчеркнул Станислав Касап.
Две недели, отведённые аграриям для ликвидации сорняка, пройдут достаточно быстро. О результатах повторных проверок сельхозугодий, где были выявлены насаждения амброзии, мы, конечно же, сообщим. Но никому не хочется, чтобы в отношении какого-нибудь сельхозпредприятия или крестьянско-фермерского хозяйства были предприняты крайние, исключительные меры – лишение права землепользования.
Кирилл Нефёдов.
Фото из открытых источников.