18 ноября, за два дня до намеченного срока, в присутствии Президента ПМР Вадима Красносельского и премьер-министра РМ Павла Филипа был открыт мост через Днестр в районе сёл Гура-Быкулуй и Бычок.
Этому событию, о котором уже рассказывала наша газета, предшествовало подписание политическими представителями – министром иностранных дел Приднестровья Виталием Игнатьевым и вице-премьером Молдовы Георгием Бэланом соответствующего протокольного решения. Пройдёт ровно неделя после открытия моста, и они же в Бендерах подпишут сразу четыре документа, которые касаются застарелых проблем во взаимоотношениях между Кишинёвом и Тирасполем.
«Эти документы имеют важное социально-экономическое значение для людей, живущих в Приднестровье и Молдове, – отметил во время брифинга после подписания документов Виталий Игнатьев. – Мы проявили политическую волю и нацеленность на результат на всех уровнях, и в первую очередь на уровне экспертных (рабочих) групп, чтобы подготовить соответствующие протокольные решения. Нужно сказать, что Приднестровье двигалось навстречу желаниям Кишинёва в вопросе функционирования школ с преподаванием на молдавском языке на латинской графике, и по землепользованию». По словам главы приднестровского внешнеполитического ведомства, «был сделан важный шаг вперёд в сторону укрепления взаимодействия и построения основ доверия между сторонами».
Механизмы функционирования на территории Приднестровья учебных заведений, входящих в систему просвещения Молдовы, а также пользования земельными участками в Дубоссарском районе молдавскими фермерами были предложены руководством нашей республики ещё в начале этого года. В Кишинёве же решили, насколько было возможно, потянуть время для муссирования этих проблем на разных уровнях, в том числе и посредством СМИ. В свою очередь Кишинёв пошёл навстречу по проблемам апостилирования дипломов приднестровских вузов (апостиль – специальный штамп на документе, необходимый для использования документа за рубежом. – Прим.), а также телефонной связи – жителям Приднестровья и Молдовы с 2004 года было проще дозвониться в страны дальнего зарубежья, чем друг к другу.
Комментируя во время брифинга итоги субботней встречи с Виталием Игнатьевым, Георгий Бэлан подчеркнул: «То, что есть открытость политических представителей, и то, что экспертные (рабочие) группы выступили с конкретными решениями по этим четырём вопросам, вселяют в нас оптимизм в то, что мы найдём выходы и развязки и по остальным проблемам, которые ещё остаются». Среди таковых молдавский вице-премьер назвал вопросы, связанные с признанием приднестровских автомобильных номеров за пределами Молдовы, а также взаимного закрытия политически мотивированных уголовных дел. Напомним, что в этом году по инициативе Президента Приднестровья Вадима Красносельского в одностороннем порядке были прекращены десять дел в отношении молдавских полицейских и чиновников, заведённых в своё время в ответ на уголовное преследование в Молдавии приднестровских должностных лиц.
Здесь стоит заметить, что вопросы с номерами и прекращением уголовных дел обсуждались ещё на последнем раунде переговоров в формате «5+2», а он состоялся в Берлине 2-3 июня прошлого года. Тогда был подписан так называемый «Берлинский протокол», согласно которому стороны должны были в кратчайший срок приступить к решению и тех вопросов, которые нашли своё отражение в подписанных в субботу протокольных решениях, и тех, которые упомянул Георгий Бэлан.
Вообще-то, если учесть, что Молдова тянула с предоставлением гарантий неиспользования моста через Днестр в районе сёл Гура-Быкулуй и и Бычок (был открыт в присутствии Президента Приднестровья Вадима Красносельского и премьер-министра Молдовы Павла Филипа ровно за неделю до подписания нынешних соглашений. – Прим.) в военных целях 16 лет, то полтора года, прошедшие с берлинской встречи «5+2», – кратчайший срок.
Кстати, о данном переговорном формате. Наша газета уже сообщала, что под конец своего председательства в ОБСЕ Австрия всё же решилась на проведение раунда переговоров. Двухдневная встреча должна завершиться сегодня в Вене. Многие аналитики именно с ней увязывают и субботнее подписание четырёх протокольных решений, и открытие моста. «Мы не привязывались к календарным графикам. Мы работали с прицелом на то, что как только достигнем взаимопонимания по тем проблемам, которые у нас есть, то сразу же подпишем соответствующие документы для того, чтобы они максимально оперативно начали работать», – ответил Виталий Игнатьев на соответствующий вопрос, заданный ему во время брифинга по окончании церемонии подписания вышеозначенных документов.
Александр Никитин.