17 июня 1992 г. парламент Молдовы принял решение о начале поэтапного прекращения боевых действий. Однако вскоре стало ясно, что это лишь способ выиграть время, замаскировать крупную военную операцию против гражданского населения Бендер под циничным названием «Троянский конь».
19 июня началось вторжение заранее сосредоточенных на подступах к Бендерам регулярных формирований Молдовы (колонны бронетехники приближались по Кишиневской и Каушанской трассам, через села Фырладаны и Гыска), приведшее к масштабному кровопролитию, убийству ни в чем не повинных мирных жителей.
Поскольку главные силы защитников, по условиям перемирия, были выведены из Бендер, агрессору удалось в сжатые сроки занять значительную часть города, подойти к зданию горисполкома. Здесь боевики РМ столкнулись с отчаянным сопротивлением небольшой группы патриотов. Тем временем, мощная группировка противника вышла со стороны Варницы к автомобильному и железнодорожному мостам через Днестр.
Всю ночь бой в городе не затихал ни на минуту. От интенсивного артобстрела начались пожары. Появились жертвы среди мирного населения, нескончаемым потоком потянулись беженцы.
В Приднестровье была объявлена мобилизация. Силам защитников поставлена задача взять мост, прорваться в Бендеры и освободить город. Отсутствие времени и необходимых сил для всесторонней подготовки наступления привели к тому, что поставленную задачу удалось выполнить не сразу. Наконец, под прикрытием зенитной установки, два приднестровских танка вырвались на правый берег. Атаку через мост предприняли бойцы ТСО, гвардейцы, казаки и ополченцы.
Вечером 20 июня первый приднестровский танк, а за ним БТР подошли к Бендерскому горисполкому, где их с восторгом встретили защитники здания. Постепенно оборону города удалось восстановить. Противник был отброшен в сторону Варницы и Каушан, где сосредоточил основные силы. Однако вооруженные действия не прекращались. Спецподразделения РМ минировали промышленные и жилые объекты, вели огонь по безоружным жителям, обстреливали Бендеры из минометов, не оставляя попыток взять под контроль мост через Днестр. Наемные снайперы выбирали жертв из числа защитников и гражданского населения.
20-22 июня зону конфликта посетила специальная правительственная комиссия России во главе с В. Ефимовым. Решительное осуждение действий Молдовы со стороны многих стран, и в первую очередь – России, заставило агрессора искать выход из сложившейся ситуации.
3 июля в Москве состоялась встреча президентов Б. Ельцина и М. Снегура, на которой была достигнута договоренность о принятии мер по прекращению боевых действий. В этот же день Бендеры, Дубоссары и Григориополь посетила миссия ООН во главе с Жильберто Шлиттером.
4 июля прозвучало заявление командующего 14-й армией генерала Александра Лебедя о событиях в Бендерах.
7 июля на аэродроме Лиманское между генерал-майором С. Кицаком (ПМР) и бригадным генералом П. Крянгэ (РМ) при посредничестве полномочного представителя России генерал-полковника В. Семенова и командующего 14-й армией генерал-лейтенанта А. Лебедя подписано соглашение о прекращении огня воюющими сторонами.
Однако, подписывая соглашение, обязуясь прекратить огонь, руководство РМ одновременно отдавало приказ об его усилении.
6 июля интенсивному артиллерийскому обстрелу подверглись Дубоссары и окрестные села. Только в Цыбулевке жертвами обстрела стали 7 человек.
19 июля приняли Московское соглашение о прекращении боевых действий в Приднестровье.
21 июля в Москве Россией и Молдовой при участии ПМР подписано Соглашение о прекращении огня и мирном разрешении конфликта. Принято решение о создании трехсторонней Объединенной контрольной комиссии (ОКК), определена Зона безопасности.
В этот же день приняли Постановление Верховного Совета ПМР «Об объявлении зоной бедствия городов Бендеры, Дубоссары и других населенных пунктов, пострадавших в результате вооруженной агрессии РМ».
27 июля создана Объединенная контрольная комиссия, в которую вошли представители ПМР, России и РМ.
В этот же день рождено приднестровское информационное агентство «Ольвия-пресс», призванное донести правду о событиях на берегах Днестра до международной общественности.
29 июля 1992 г. состоялось долгожданное событие: в Приднестровье прибыл российский миротворческий контингент. Букетами цветов, с радостью и ликованием встречали миротворцев жители, подобно тому, как полвека назад принимали советских воинов-освободителей.
В августе ситуация в значительной степени стабилизировалась.
Приднестровцы в очередной раз убедились, насколько важным был шаг по созданию собственной государственности, без чего организовать отпор многократно превосходящим силам националистов было бы просто невозможно (напомним: до прибытия миротворцев приднестровские защитники держались без малого пять месяцев).
Символично, что именно в августе, годом раньше, 25 августа 1991 г., Верховный Совет ПМССР, «выражая волю многонационального населения Приднестровья, высказанную неоднократно в ходе референдумов, сходов граждан и выборов народных депутатов», принял Декларацию о независимости ПМССР.