5.8 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Все мы немножко лошади

Окраина Тирасполя. Справа от трассы – аккуратные домики в немецком стиле, аккуратное поле, аккуратные лошадки у ограды. Это конноспортивный клуб «Райтспорт-Айленбург», единственный в Тирасполе и Приднестровье. И его основатель – Юрий Погоня. Жилистый, загорелый и моложавый мужик в бейсболке. А я почему-то думал, что будет эдакий лендлорд в цилиндре и с моноклем. Конный спорт – это ведь спорт элиты. Оказалось, можно и по-другому.

– Так ведь форму одеваю только на тренировках, – говорит Юрий Гаврилович, – а сегодня мы манеж после урагана восстанавливаем.

Начал он 30 лет назад. Село Фрунзе Слободзейского района. С детства работал с лошадьми – на колхозной конюшне. Там, чтобы покататься, надо было коней почистить, напоить, накормить. Потом занялся бизнесом, появилась возможность купить породистых лошадей. Сначала – для себя. Потом познакомился с профессиональными тренерами, начал разводить лошадей. Учился этому делу за границей. А в 2007 году дали землю на Одесском шоссе. Дальше сам – построил конюшни, 2 манежа, конкурное поле.

Да, в конном спорте даже поле специальное. Это площадка, на которой всадники преодолевают всевозможные препятствия. На лошадях, естественно. Преодолевать барьеры и канавы нужно в определенном порядке и на время. Кстати, конкур считается самым зрелищным конным состязанием. Когда-то это было изысканным развлечением великосветского общества (оттуда же и все эти бриджи и галстуки как спортивная форма). А сегодня это олимпийский вид спорта.

И вот примерно лет 10 назад Юрий Гаврилович стал заниматься лошадьми уже не для себя – для всех.

– У этого спорта должно быть будущее. И эти знания, культура обращения с лошадьми не должны пропасть, – убежден он.

Поэтому детей Погоня учит бесплатно. То есть просто – приходи и учись. Требуется, как и в любом спорте, только три вещи – способность, дисциплина и сила воли.  Потому что нагрузки тут немалые – верховая езда сильно отличается от езды на машине. Чтобы удержаться на коне и управлять им, нужно напрягать мышцы, которые в обычной жизни нами не используются и поэтому абсолютно не развиты.  А в седле работать ими нужно постоянно, потому-то и считалось подвигом за неделю проскакать тысячу километров. Необходимы регулярные тренировки. Минимум пять дней в неделю. А еще нужно ухаживать за конем. Нет, чистить его не заставляют, для этого есть специальный персонал. Но сказать ласковое слово, погладить, угостить чем-нибудь вкусным – обязательно. Ведь кроме всего прочего, лошадь и всадник должны привыкнуть, научиться чувствовать и понимать друг друга.

– Конь ведь не машина, у него свои мысли есть, – смеется Юрий Гаврилович.

Судя по всему, не каждому удается понять эти мысли. Регулярно на занятия приходит 10-15 учеников, но сегодня лишь двое из них доросли до уровня соревнований.  Бывает и так, что человек приходит, позанимается пару месяцев и уходит. Накатался? Может быть.
А еще лошадь – существо очень чувствительное. И если она привыкла к одному «стилю управления», то наездник,  который об этом не знает и управляет по-другому, может нанести животному психологическую травму. И потом нужно долго «восстанавливать» коня. Поэтому Юрий Погоня предпочитает сначала готовить саму лошадь и только потом передавать ее под седло конкретному ученику.

А вот просто покататься на лошади тут стоит денег. Потому что содержание коней – дорогое удовольствие. Сбруя, уздечки, ногавки и седла, вальтрапы и мартингалы – все импортное. Даже такую нехитрую штуку, как путалище, тоже в ПМР не делают. Хотя это всего лишь ремень, который держит стремена. И кормить животных тоже надо по науке – в рационе должны быть разные виды корма и витамины. И давать этот корм нужно в определенные часы. И ветеринар должен быть. Чтобы поехать на соревнования, лошадям нужен специальный транспорт. Даже грунт на манеже, оказывается, бывает просто грунт, а бывает «евро». Разница – как между просто ремонтом и евроремонтом.

Но главный вопрос – очень мало учеников. И дело не только в высоком отсеве, в год приходит человек 30-50, а остается не больше трети. Уходят по разным причинам – кто-то не осилил серьезные занятия, а кому-то просто неудобно добираться.  Но при этом очень мало людей вообще знает о конном спорте в Приднестровье.

Возможно, если бы было больше рекламы, было бы больше учеников. Тем более, что сами занятия бесплатные. Но почему-то отечественные СМИ не балуют вниманием конный спорт. Странная ситуация получается – соперники из других стран совершенно искренне поздравляют наших спортсменов с победами, а приднестровские журналисты молчат.

Сегодня в  «Райтспорт-Айленбурге» 19 лошадей. По российским или украинским меркам – совсем немного.  В Приднестровье – рекорд. Собственно, потому и рекорд, что больше никто у нас конным спортом не занимается. Ни взрослым, ни детским. Лошади есть, а конноспортивный клуб всего один.

А вот успехов больше – воспитанники клуба регулярно занимают призовые места на соревнованиях в Молдове, на Украине, в России, в том числе и международных. Ученики Погони – в сотне лучших всадников России, и есть планы войти в олимпийскую сборную.

И, дай Бог, доскачем и до этого.

Сергей ИРОШНИКОВ, г.Тирасполь.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив