-2.1 C
Тирасполь
Понедельник, 25 ноября, 2024

Популярное за неделю

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Волшебство от «Типара»

В цехах этого предприятия можно увидеть как абсолютно новое...

Второе рождение

Когда началась Великая Отечественная война, мне было три года. Я ясно и четко помню то время и тот день, когда на моего отца, Кушнира Николая Федоровича, жителя села Константиновка, пришла похоронка. Моя мама работала тогда почтальоном. Ей часто приходилось приносить похоронки в дома односельчан…

И вот однажды я услышала у нас во дворе плач, крик и причитания. Выбежав, увидела, что плачут мама, бабушка и тетя. В этот день мама принесла горестную почту в свой дом.

Было это зимой 1945 года. Однако вскоре мы получили от отца письмо. Думали, что это запоздалое, написанное до его смерти. Но в письме отец спешил нас заверить, что он живой, что взрывной волной его контузило, засыпало землей, он потерял сознание, и его приняли за мертвого. Чудом откопали, спасли… Радости нашей не было границ! Это было его второе возвращение к жизни.

Я не ошиблась – второе. Первое случилось в самом начале войны…

День 22 июня 1941 года застал моего отца в Черновцах, где он проходил службу в армии. Во время отступления он попал в плен к фашистам. В плену находился в Винницкой области, под местечком Гайсин. В большой яме, обнесенной колючей проволокой, было много военнопленных – без воды и еды, под палящим солнцем. Местные жители кидали в яму сырые свеклу, картофель, початки кукурузы…

Через некоторое время оставшихся в живых вывели из-за проволоки, построили в колонны и повели на железнодорожную станцию для отправки в Германию. Когда они проходили через лес, конвоиры дали команду: «Бегом марш!». Из-за этого колонна очень растянулась. Конвоиры с автоматами оказались в ее начале и в конце. А папа находился в середине, далеко от людей с оружием. И тут он принимает решение бежать! «Если убьют, то лучше смерть, чем плен», – думает он. Пригнувшись, он побежал к кустам, затем лег на землю и покатился в яр. Немцы заметили, стали стрелять вслед, но за ним не было погони. Пули проносились над головой, и ни одна его не задела. Шел и полз по лесу сколько было сил. А ночью пробрался в село.

Там его накормили, приютили и сообщили, в каких селах есть фашисты, а в каких спокойно. Отец решил добираться домой. В дороге заболел и снова чуть не умер. Через месяц добрался домой, его трудно было узнать…

Когда советские войска освободили Молдавию, отец снова ушел на фронт и воевал до Дня Победы. Домой вернулся Николай Федорович зимой 1946 года. Как долго мы его ждали! И никакие награды не заменили дня встречи. После войны он много лет проработал учителем в селах Константиновка и Валя-Адынка.

Раиса ЦУРКАН, с. Валя-Адынка, Каменский район.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив