Хотите – верьте или нет, но он изменил мир. То, что он стал многополярным или, как это ещё называют в дипломатических кругах, полицентричным, – личная заслуга этого человека.
Данный факт вынуждены признать даже те, кто противостоял ему на дипломатическом фронте. Евгению Примакову 25 октября исполнилось бы 90 лет. На Смоленской площади в Москве напротив сталинской высотки российского МИДа недавно Путин открывал памятник ему. Но, как сказал в воскресенье в актовом зале Приднестровского госуниверситета его внук, важен не этот монументальный факт увековечения памяти человека, а то, что имя Примакова носит Институт международной экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО), а лучшим будущим дипломатам выплачивают его именные стипендии.
Итак, в воскресенье в Приднестровском госуниверситете прошли «Примаковские чтения», посвящённые 90-летию со дня рождения выдающего дипломата, учёного и политика Евгения Максимовича Примакова. Специально для участия в них нашу республику посетила достаточно представительная российская делегация, в которую вошли представители Госдумы, МИД, ветераны дипломатической службы, преподаватели МГИМО и учёные ИМЭМО РАН.
По словам российского посла в Молдове Олега Васнецова, «Примаковские чтения» в России проводятся уже пятый раз. Затем при участии МИД РФ и Россотрудничества они стали проходить и за рубежом. В Приднестровье впервые. К слову, внук Евгения Максимовича, почти его полный тёзка Евгений Александрович Примаков, – известный российский журналист и телеведущий, а также депутат Госдумы не впервые в Приднестровье. В нижнюю палату Федерального собрания РФ он избирался по Балашовскому округу Саратовской области, к которому был приписан и Тирасполь.
«Евгений Примаков – символ поиска нового справедливого мироустройства» – тема круглого стола, состоявшегося в рамках «Примаковских чтений». В самом его начале Олег Васнецов заметил: «Разговор не только о личности, но и об истории государства, поскольку личность Евгения Максимовича Примакова тесно связана с историей советского и российского государства».
Конечно же, вспоминали на круглом столе и эпохальный разворот правительственного борта над Атлантикой в марте 1999 года, когда, узнав о НАТОвских бомбёжках Югославии, Евгений Примаков с полдороги вернулся в Москву. По мнению российских участников «Примаковских чтений», тогда не просто был развёрнут самолёт, а сделан крутой разворот в российской внешней политике – мир перестал быть однополярным.
Как отметил Евгений Примаков (младший), идеи его деда легли в основу двух последних редакций Концепции внешней политики РФ. Это в первую очередь многополярность мирового устройства, многовекторность внешней политики и следование исключительно национальным интересам. «Мы уважаем интересы других стран, но мы должны в первую очередь преследовать свои интересы», – так вкратце охарактеризовал примаковское дипломатическое наследие депутат Госдумы.
Говоря о Евгении Примакове как о своём учителе, директор Центра европейских исследований МГИМО МИД РФ Николай Грибин обратился к студентам Приднестровского госуниверситета со словами: «Ищите учителей! Набирайтесь у них мудрости, знаний и опыта». Преподавателям университета он посоветовал: «Столь же трепетно относитесь к тем, кто идёт за вами, как это делал Евгений Максимович».
Мы знаем его как руководителя российских Службы внешней разведки, МИД, Правительства и Торгово-промышленной палаты. Люди более старшего поколения наверняка помнят Евгения Примакова и как журналиста, долгие годы проработавшего собкором «Правды» на Ближнем Востоке. Но мало кто знает, что выше упоминавшийся, а ныне носящий его имя ИМЭМО РАН – его детище.
Более того, как рассказал на круглом столе руководитель Центра постсоветских исследований этого научного центра Эдуард Соловьёв, Евгений Максимович – основоположник методики ситуационального анализа. С её помощью можно с большой долей вероятности спрогнозировать внешнеполитические и внешнеторговые процессы. За это в советские времена Евгений Примаков был удостоен Госпремии. По словам Эдуарда Соловьёва, впервые примаковская методика была применена после взаимных визитов в 1970 году в Москву и Бонн лидеров СССР и ФРГ. Тогда с помощью ситуационального анализа пытались выяснить, насколько успешным будет развитие отношений между двумя странами.
Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности МГИМО, эксперт Российского совета по международным делам и Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Сергей Маркедонов напомнил о миротворческой деятельности Евгения Примакова на постсоветском пространстве. Особо он при этом подчеркнул, что Евгений Максимович был автором Меморандума о принципах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Этот документ, подписанный президентами ПМР и РМ Игорем Смирновым и Петром Лучинским в Москве 8 мая 1997 года, в дипломатических кругах зовётся Меморандум Примакова.
Кстати, его вспомнил уже во время закрытия панельной дискуссии ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко Степан Берил. Он заметил, что до Меморандума Кишинёв препятствовал установлению связей с иностранными вузами. Тот же прописывал, что Приднестровье может самостоятельно устанавливать отношения с зарубежными странами в экономической, научно-технической и культурной сферах.
Обсуждались и некоторые вопросы российско-приднестровских отношений. В частности, речь шла о возможности получения гражданства России жителями нашей республики, родившимися после 1992 года, об использовании материнского капитала внутри Приднестровья и получения приднестровцами полиса медицинского страхования.
«Я являюсь сторонником того, что русскоговорящие и русскоязычные люди должны иметь возможность получения российского гражданства. Но мы помним, как трудно шли поправки в российское законодательство, которые касались русскоязычных людей на востоке Украины. Только после вмешательства Президента эти поправки были внесены. Мы рассчитываем на то, что постепенно мы добьемся того, чтобы эти поправки в законодательство были расширены», – сказал по поводу проблемы с гражданством российский парламентарий. Прорабатываются, по его словам, и решения по двум другим вышеозначенным вопросам. «Нам важно знать и понимать, чем мы можем помочь. Россия не бросает Приднестровье», – подытожил Евгений Примаков.
Александр Никитин.
Фото: www.vspmr.org