На недавней пресс-конференции, анонсируя встречу с молдавским коллегой, Вадим Красносельский заявил, что пройдёт она 25 декабря на новом для переговорного процесса месте.
Это была пятая встреча нынешних президентов Приднестровья и Молдовы. Первая состоялась 4 января 2017 года, как и эта, в Бендерах, а через три месяца, 30 марта, прошла и вторая, в загородной резиденции Игоря Додона в местечке Голерканы. Третью также принимали Бендеры 25 апреля 2018 года, а в последний раз президенты встречались 6 сентября этого года в пригороде Кишинёва Кондрице.
Новым «переговорным местом» стал Святовознесенский Ново-Нямецкий монастырь в селе Кицканы. Именно здесь во вторник и началась встреча президентов Приднестровья и Молдовы. Следующей остановкой кортежей глав государств была Бендерская крепость. В ней уже проходили приднестровско-молдавские встречи на высшем уровне, но тогда ещё не была облагорожена прилегающая к центральной цитадели территория. Осенью этого года, в преддверии 610-летия Бендер, здесь открыли Александро-Невский парк. Поэтому президенту Молдовы Игорю Додону было с чем сравнивать. В прошлый раз он видел вокруг главной приднестровской достопримечательности запустение.
Официальная часть переговоров прошла в уже привычном месте – здании госадминистрации Бендер. Сначала главы государств достаточно долго беседовали с глазу на глаз. Как подчёркивается в сообщении пресс-службы Президента Приднестровья, Вадим Красносельский намеревался на встрече поднять три вопроса: взаимодействие между Кишинёвом и Тирасполем в области телекоммуникаций; прекращение политически мотивированных уголовных дел, а также закон о статусе Приднестровья, принятый молдавским парламентом в 2005 году. Согласно ему, «левобережным районам Днестра» предоставляется «особый правовой статус». По мнению приднестровской стороны, наличие в молдавском правовом поле данного законодательного акта делает бесполезными все усилия по урегулированию молдо-приднестровского конфликта, ведь Кишинёв сам без участия и приднестровской стороны, и посредников с наблюдателями в переговорном процессе всё уже решил. «Хотелось бы услышать мнение молдавского руководства относительно данного закона», – цитирует Вадима Красносельского его пресс-служба. Забегая вперёд, отметим, что во время брифинга по итогам встречи оба президента этой темы не касались. Поэтому мнение Игоря Додона относительно принятого 13 лет тому назад закона журналистам осталось неизвестно.
После личной беседы Вадима Красносельского с Игорем Додоном к ним присоединились остальные члены делегаций. Приднестровскую сторону на встрече кроме Красносельского представляли руководитель президентской администрации Сергей Белоус, вице-премьер – глава минэкономразвития Сергей Оболоник, руководитель МИД Виталий Игнатьев, посол по особым поручениям в ранге замминистра иностранных дел Руслан Слободенюк. В состав молдавской делегации кроме Игоря Додона вошли его советники Павел Войку, Елена Горелова и Василий Шова, а также консультант аппарата президента Николай Цвятков.
После прошёл короткий брифинг, во время которого Игорь Додон подчеркнул, что из пяти его встреч с Вадимом Красносельским три состоялись в этом году. Также молдавский президент напомнил и о том, что в 2018-м прошло более 20 встреч политических представителей сторон (вице-премьер Молдовы Кристина Лесник и руководитель приднестровского МИД Виталий Игнатьев. – Прим. ред.), а также порядка 80 заседаний отраслевых экспертных (рабочих) групп, которые привели к конкретным результатам. «Я хочу отметить несколько самых важных из них. Это решение по транзитным нейтральным номерам для автотранспорта Приднестровья. Это и проблема связи, решение по которой на днях было принято парламентом Республики Молдова. Я уже подписал данный закон. Он вступит в силу в ближайшие дни. Уверен, что мы должны двигаться такими же темпами в будущем году». При этом молдавский президент подчеркнул, что из восьми проблем во взаимоотношениях между Кишинёвом и Тирасполем, которые были обозначены во время первой встречи Додон-Красносельский в январе 2017 года, на сегодняшний день разрешены шесть. «Осталось еще два пункта – закрытие политически мотивированных уголовных дел и свобода передвижения граждан. Также мы обсуждали подходы к решению экономических проблем (банковская система и другие). Повестка встречи очень плотная, и мы будем двигаться далее по этой повестке», – заключил Игорь Додон.
Уходящий 2018-й во взаимоотношениях между Приднестровьем и Молдовой Вадим Красносельский охарактеризовал как «год реализации договорённостей». «Не буду перечислять достигнутые договоренности, о них уже немало сказано. Более значима реализация этих договоренностей в части имплементации того, что достигнуто. Можно подписать все, что угодно, главное – заставить механизм работать и сделать каждую договоренность нормой жизни, – подчеркнул президент Приднестровья. – Я рад, что проведена большая работа. Игорь Николаевич (Додон. – Прим. ред.) уже отметил, что проведено три встречи президентов, порядка 30 встреч политических представителей, 84 заседания рабочих групп. Это огромный объем работы. Если 2017-й был годом достижения договоренностей, то 2018-й – годом их реализации. Но есть, конечно, вопросы, которые требуют дополнительного внимания. Убеждён, что благодаря совместной работе у нас все получится».
В следующем году Молдову ждут парламентские выборы. Поэтому насколько он будет плодотворен в плане молдо-приднестровских контактов на разных уровнях, в том числе и на высшем, загадывать наперёд не стоит.
Александр Никитин.
Фото: www.president.gospmr.org