На днях мы отметили день рождения родного города. И хотя все мы живем в одном месте, у каждого из нас Тирасполь свой. Собственно, это и говорит о том, что отношение к нему является неформальным. В этом плане англоязычная матрица «I love Tiraspol», больше похожая на рекламный слоган, вряд ли подходит. Слишком многогранны и разнообразны чувства, которые мы по отношению к Тирасполю испытываем.
Повторю, у каждого Тирасполь свой. Так, одним больше по душе старый город. В их числе, кстати говоря, и ваш покорный слуга. Старый Тирасполь – воплощение истории моей семьи, часть меня самого. Вот почему исчезновение каждого старого дома, равно как и изменение до неузнаваемости его облика, я воспринимаю без энтузиазма. Вдобавок мне слишком хорошо известно: новое нельзя построить без заботливого сохранения старого.
А вот другие отдают предпочтение современному облику, делая выбор в пользу архитектуры сегодняшнего и завтрашнего дней. И каждый прав по-своему. Вернее, каждый по-своему не прав. А где-то есть и золотая середина. В любом случае, очень важно, чтобы место, где мы родились и выросли, было для нас по-настоящему дорогим.
Предлагаем вашему вниманию воспоминания о «городе детства» Галины Васильевны Андрус, коренной тираспольчанки, одной из наших читательниц. Но прежде чем предоставить слово автору, сделаем небольшую оговорку: слова «коренной тираспольчанин» (как говорил, к примеру, мой папа) самими тираспольчанами употребляются без малейшего намека на превосходство. Ничего общего с «коренными» и «пришлыми», вышедшими из-под пера националистически настроенной группы писателей в Молдове, здесь нет. Для нас «коренной» – связанный духовными узами со своей землей. Для них – имеющий больше прав, чем все остальные (вместе взятые). Итак… Слово коренной тираспольчанке.
«Тирасполь – город моего детства, мой любимый город, город, где я родилась и прожила всю свою жизнь – хорошеет с каждым днем, – начинает свой рассказ Галина Васильевна. – Здесь прошло мое босоногое детство. Жизнь в послевоенном Тирасполе была нелегкой, но духовно богатой, озаренной долгожданной Победой. Каждый день наполнял детскую душу радостью и теплотой, так что послевоенные трудности отходили на второй план.
Ну не ели мы мороженого и дорогих конфет – что с того? Все равно мы росли счастливыми в свободной от ужасов фашизма стране, в любимом городе на Днестре.
Я хорошо помню наш, тогда ещё в основном одноэтажный, город. Помню пострадавший в годы войны театр, булыжные мостовые, по которым проезжали грузовики и подводы, реже – легковые автомобили. Мы, дети, босиком бегали по улицам, купались под дождем, ели (естественно, немытыми) фрукты и виноград.
Моя родная улица – Свердлова. Ранее она называлась Базарной, так как здесь, в районе гостиницы «Аист», тогда находился базар, где торговали всякой живностью, а в лавках – домашней колбасой. Помню, как буквально от каждого дома на всю улицу распространялись ароматы, потому что прямо во дворах стояли примусы и керогазы, на которых готовили хозяева. Тут же во дворах в медных тазах варили варенье, заготавливали впрок закатки.
Дворами мы праздновали и проводы в армию, и свадьбы, играли в лото и домино, устраивали танцы под баян или проигрыватель. А по субботам ходили в гости к соседям смотреть «Голубой огонек» по телевизору.
Телевизор был редкостью. Не то что теперь. Но и смотрели его с куда большим удовольствием, а главное – все вместе. Не было у нас компьютеров, отнимающих все свободное время. Мы были одержимы спортом и почти все занимались в секциях легкой атлетики, бокса, борьбы, волейбола, баскетбола, тенниса, футбола и др.
После войны в город приехали отличные тренеры – поднимать спорт. Им это удалось. То были люди, влюбленные в свою профессию, ни о каких больших деньгах и не помышлявшие. Как результат – нация была здоровой. Не то что теперь. Жители города посещали все спортивные соревнования. А когда были игры нашей любимой футбольной команды «Пищевик», гулял весь город.
А ещё я помню, как по улицам города гнали стада коров на пастбище в лес. Кстати, и у нас была корова, наша кормилица. Благодаря ей выжили в голодные послевоенные годы. Рядом с нашим домом стоял плодокомбинат с большой трубой, откуда сигналили в начале рабочего дня, в обед и вечером, и мы, дети, сверяли время с гудками плодокомбината. В конце улицы в районе городского вещевого рынка периодически работала сельскохозяйственная выставка. Напротив дома была «скорая помощь» и двухэтажное здание хирургии. Позже, со строительством лечгородка, сюда была переведена школа рабочей молодежи, ещё позже здесь разместилось УНО, а сейчас – ГУ «Приднестровская газета».
В школу я ходила мимо военного госпиталя, горрадио, пожарной команды. Пожарная вышка (памятник истории) и сейчас возвышается над «Одемой». А раньше в здании «Одемы» была мужская школа №9, а напротив – женская №2.
Где-то в 1956 году эти школы стали смешанными, но дух «хулиганистых» ребят школы №9 и чинных барышень школы №2 еще долго витал в стенах этих учреждений. А сейчас в здании школы №2 на углу улиц Свердлова и Луначарского – наш городской ЗАГС.
Постепенно утопающий в зелени город расстраивался. Появлялись первые 4- и 5-этажки, затем дома и повыше. Но почему-то все они тогда строились серые и скучные. Конечно, мы были рады получить квартиру со всеми удобствами. Никому и в голову не приходило придираться к внешнему виду. Появились первые автобусные маршруты, затем и троллейбус. Достроили наш драматический театр, швейники построили ДК «Современник», ныне – Дворец Республики.
Нет уже кинотеатров той поры: «Пионер», «Ткаченко», им. Октябрьской революции, «Спутник», «Мир». Нет ресторана «Днестр». Им на смену построили новые киноконцертный комплекс «Тирасполь», Дом детско-юношеского творчества, рестораны и кафе, городской стадион, бассейн, каток, спорткомплекс «Шериф». Появились новые поликлиники, диагностические центры, роддом. Всего и не перечесть.
Город хорошеет. Новые здания учреждений, банков, современных торговых центров, магазинов, «Зеленый рынок», уютная набережная, православные храмы… Всё это составляет облик современного Тирасполя. Сказываются и проведенные ремонты школ, детский садов, благодаря чему они приобрели современный, соответствующий духу времени вид. Особенно радует ремонт исторических зданий. Долгое время на них просто не обращали внимания. А теперь здания центральной аптеки, поликлиники, горсобеса и многие другие стали украшением города, сохраняя в чем-то и стиль городских построек конца ХIХ – середины ХХ века.
Есть еще здания, требующие хозяйской руки, но это вопрос будущего.
А вечерний город с подсветкой памятников и зданий так просто приводит в восторг. Слов нет! И если мне взгрустнётся, я пройдусь по вечернему Тирасполю, вспомню свое босоногое детство и порадуюсь за молодых, живущих в красивом, уютном городе, нашем Тирасполе».
Подготовил к печати
Николай Феч.