Снижение доходов республиканского бюджета Приднестровья от внешнеэкономической деятельности. Эта тема сегодня на устах у многих… Всё чаще поиском «виновных» занимаются те, чья задача не «назначать крайних», а искать пути выхода из сложившейся ситуации… Но куда проще использовать теперь внешнеэкономическую деятельность как инструмент политической борьбы.
Поводом к тому, чтобы государственный таможенный комитет решил провести своё небольшое расследование, стало Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики «О проведении депутатского расследования по некоторым вопросам, касающимся снижения объёмов внешнеэкономической деятельности и уменьшения доходов республиканского бюджета в части налогов на внешнюю торговлю».
Интересна данная ситуация ещё и тем, что те, кто занимается серьезным бизнесом во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ранее от государства получал беспрецедентные льготы, а сейчас привлекает Счетную палату для контроля госпредприятий и нашего ведомства.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: Это постановление Верховного Совета к нам поступило весной нынешнего года. В нём парламентарии, в том числе представляющие крупный бизнес, а также члены связанной с ним политической партии, ведут речь о периоде с января 2012-го по март 2016 года. Однако проводить анализ внешнеэкономической деятельности только на этом отрезке времени, не учитывая процессы, происходившие до 2012 года, было бы неверным. Чтобы прийти к выводу, наблюдалось ли в это время развитие или же была стагнация, необходимо сравнение с более ранним периодом. Именно поэтому государственный таможенный комитет решил предоставить читателям имеющуюся информацию для самостоятельных выводов.
На основе имеющихся в распоряжении ГТК ПМР документов, включая сведения из электронных баз данных, нами были проанализированы показатели внешнеэкономической деятельности на протяжении 2006-2011-го и 2012-2015 годов.
Начнём с периода с 2006-го по 2011 год. Годовые показатели ВЭД в эти шесть лет не слишком разнились между собой и в среднем импорт занимал во внешнеторговом обороте 66%, а экспорт – 34%.
Занимавшее доминирующее положение в экономике республики ООО «Шериф» (активную коммерческую деятельность фирма начала в 1993 году) было и главным приднестровским «игроком» на внешнем рынке. При этом доля в приднестровском экспорте «Шерифа» на протяжении этих шести лет была ничтожна – менее 0,1%.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: При этом треть от общего объёма импорта в республику приходилось в этот период именно на ООО «Шериф». Однако! Если же рассматривать структуру импорта, всё становится очевидно! ООО «Шериф» ввезено более 90% всех продуктов питания, 65% подакцизных товаров, в том числе почти 100% спирта, алкогольной и табачной продукции! Почти 98% мяса и мясных продуктов ввозил также «Шериф». При этом компания была полностью освобождена от уплаты таможенной пошлины. Только за период с 2006-го по 2011 годы сумма льгот фирме по импорту мяса и мясных продуктов составила более 337 млн долларов США!!! А это практически годовой бюджет страны.
За это время фирмой было импортировано товаров, включая и подакцизные, на сумму более 1,7 млрд долларов США. При этом в консолидированный бюджет государства перечислено от внешнеэкономической деятельности только $ 22,3 млн.
С помощью несложных математических расчётов получаем, что таможенная нагрузка на фирму не превышала 1,3%.
На остальных же экономических агентов Приднестровья, согласно подписанным тогдашним Президентом ПМР Игорем Смирновым нормативным актам, ложилась таможенная нагрузка примерно в 55% от стоимости груза.
Ещё красноречивее говорит о поддержке в то время со стороны государства фирмы тот факт, что с каждых 100 рублей «шерифовского» импорта 54 рубля были льготными. В бюджет же с этой суммы попадал только один рубль!!!
Только по товарам подакцизной группы за 6 лет недопоступления в госбюджет от «Шерифа» составили почти 358 млн долларов США, а это, на минуточку, почти годовые расходы на выплату пенсий и бюджетных зарплат.
По другим категориями товаров, в том числе и по продуктам питания, бюджет с 2006-го по 2011 год недосчитался более 235 млн долларов США.
Подытожим: за шесть лет в виде импортной пошлины и акциза фирмой было недоплачено почти 1 млрд долларов США.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: Очевидно, что республика могла бы избежать в этот период времени не только дефицита бюджета, но и получить дополнительные источники для поддержки наименее защищённых слоёв населения: пенсионеров, студентов, малообеспеченных семей. Например, если сумму льгот направить на пенсии, то пенсии в ПМР с 2006-го по 2011 год могли бы быть почти в 2 раза больше. Однако значительная часть средств от использования льгот аккумулировалась в руках «Шерифа». Это и послужило стимулом для формирования на базе этого общества с ограниченной ответственностью крупнейшего холдинга, обладающего сегодня всеми признаками монополиста или же предприятия с доминирующим положением на рынке. Еще в 1997 году ООО «Шериф» удостоилось почётного звания и дорогого привлекательного статуса – «единственного специмпортёра».
Ежегодно, начиная с 1997-го по 2011 год, Президент Приднестровья Игорь Смирнов переподписывал своё распоряжение, в котором черным по белому указано на запрет иным хозяйствующим субъектам ввозить в республику табачные изделия и этиловый спирт, в связи с тем, что их специмпортёром является ООО «Шериф».
Там же были прописаны широчайшие преференции. «Шерифу» предоставлялись льготы по уплате таможенной пошлины, акцизного сбора и других налогов и сборов при ввозе табачной продукции; этилового спирта; строительных материалов; товаров народного потребления; пива и алкоголя; автотранспортных средств, запчастей и оборудования. На весь объём экспортируемого и импортируемого лома чёрных и цветных металлов – также предоставлялись таможенные преференции.
Распоряжением Президента Смирнова компания освобождалась и от обязательной продажи валютной выручки, а также от обязательной сертификации ввезённой продукции. Кроме того, «Шерифу» разрешено было торговать за наличную иностранную валюту.
Для чего всё это делалось? По сути, распоряжениями тогдашнего Президента закреплялась монополизация отдельных сфер торговли внешнеэкономической деятельности за одним экономическим агентом. Фирма была единственным субъектом ВЭД, кто ввозил в Приднестровье мясо и рыбу, сливочное масло и сыры, творог и яйца, лук и капусту, морковь и замороженные овощи, орехи и чай, бананы и цитрусовые, оливковое и подсолнечное масло, колбасы и консервы, сахар и шоколад, макаронные изделия и уксус, минеральную и сладкую воду… А еще кофе, всю алкогольную продукцию и спирт, а также сигареты… И это еще далеко не полный список…
По данным ГТК ПМР, с 2006-го по 2011 год количество товара, ввезенного ООО «Шериф» в Приднестровье, значительно превышает среднестатистические нормы потребления населением.
Например, в 2006 году, учитывая объемы импортированного фирмой этилового спирта, на каждого жителя (в т.ч. младенцев) приходилось по 9,2 литра. В 2008-м – уже по 16,9 литра, в 2011-м – целых 24,7 литра. Если перевести этот спирт в алкогольную продукцию, объемы приобретут просто запредельные размеры.
К слову, критическую норму потребления алкоголя в год Всемирная организация здравоохранения определяет в 8 литров на одного человека.
Согласитесь, в эти годы наши соотечественники не стали более пьющими.
Куда же девались эти излишки, как, впрочем, и куриные окорочка, ввезённые в тот период в колоссальных объёмах? Например, в 2006 году их пришлось по 91 кг на каждого приднестровца (в т.ч. детей). При этом норма потребления превышена в 3 раза.
Совершенно очевидно, что специмпортер, пользуясь лояльностью к нему тогдашнего руководства государства, проводил «серые» схемы, по которым товар, якобы ввезенный в ПМР, растворялся в сопредельных странах.
Примечательно, что если по статистике курящим является 30% всего населения Земли, то выходит, что в Приднестровье только в 2011 году каждый курильщик выкуривал 150 пачек сигарет. А это смертельная доза никотина.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: Конкуренция – двигатель прогресса! Но только не в Приднестровье. С 2006-го по 2011 год ООО «Шериф», обладая исключительными правами на импорт, не знало конкуренции! Более того – целый ряд экономических агентов «использовали» фирму в качестве посредника, ввиду невозможности самостоятельно импортировать товары в Приднестровскую Молдавскую Республику.
Эти предприимчивые экономические агенты запрашивали услугу у фирмы. Ведь товары, ввозимые «Шерифом», не облагались таможенными платежами, из-за чего средства также недопоступали в бюджет государства. Фирма в свою очередь доставляла груз в республику. Эту услугу заказчик оплачивал наличными в размере до 50% от причитающихся таможенных платежей. По оперативной информации ГТК, таких коммерческих структур, пригревшихся «под крышей» «Шерифа», было не менее двадцати.
При всём этом только в 2006 году льготы для ООО «Шериф» в 99 раз превысили дефицит бюджета.
Результатом изобретенной в 90-е годы схемы ухода от налоговых отчислений стало господство «Шерифа» в торговой сфере. Фирма диктовала свои условия, причём не только таможенной, но и ценовой политики, т.к. большая часть хозяйствующих субъектов, реализующих импортируемые товары, вынуждена была закупать их у «специмпортёра».
Установленный с 1997 года подконтрольный фирме импорт создал неравную конкуренцию для отечественных производителей. Результаты? Обанкрочены крупные предприятия, в их числе Рыбницкий сахаро-спиртовый завод, Бендерский «Биохим», Дубоссарский табачно-ферментационный завод. Ослаблены целые подотрасли сельского хозяйства – птицеводство и животноводство…
Ведь гораздо проще, беспроблемней, а главное – дешевле ввезти в республику импортное мясо, молоко, сахар, спирт, пусть, возможно, иногда и худшего качества, нежели производить самим!
Дешевый импорт создал дополнительные условия для банкротства ряда предприятий, а сельское хозяйство осталось без господдержки. Тот же дешевый импорт, дотируемый западными странами, фактически подорвал основную отрасль – сельское хозяйство, где было утрачено значительное количество рабочих мест.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: В нашей республике возникла уникальная модель «монополизации» экономического пространства на государственном уровне. Только десятая часть ввозимых на территорию Приднестровья товаров из-за границы реализовывалась в пределах страны. Что же с остальным? Товар направлялся в Молдову, на Украину, в Россию, даже в страны Западной Европы… Естественно, без всякого оформления. Из-за чего за Приднестровьем прочно и надолго закрепились ярлыки: «чёрная дыра», «республика «Шериф», а за фирмой – эпитет «государство в государстве», чем стране был нанесён имиджевый ущерб.
Подобные прецеденты в истории мировой экономики уже были. «Особым» отношением государства к отдельным экономическим агентам отличались Соединенные Штаты Америки в начале XIX века. Тогда издавались указы о создании корпораций, они назывались «дарования монополии», которым предоставлялись значительные преференции по сравнению с другими экономическими агентами.
Но вернёмся в Приднестровье. Итак, на долю одного хозяйствующего субъекта в лице ООО «Шериф» в 2006-2011 годах приходился 91% всего приднестровского рынка продовольствия. Заметим, что монополизированным рынок считается, если на долю одного продавца приходится треть всего объёма продаж. Выводы некоторых экспертов однозначны: в Приднестровье экономическую власть в период с 2006 по 2011 годы над рынком держал «Шериф». Он диктовал не только свои условия в торговле, ценообразовании, но и в политике – и внутренней, и внешней!
Владея многими видами бизнеса, фирма, возможно, воспринимает появление любого конкурента как прямой удар по сверхдоходам!
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: Вряд ли откроем тайну, сказав, что большинство в Верховном Совете – некий главный рычаг влияния «Шерифа» на политический климат и налоговое законодательство в Приднестровье. Большинство парламентариев так или иначе имеют отношение к холдингу. Каждый из депутатов-«шерифовцев» на словах за Россию. Но налоговые законы Приднестровья выгодны импортёрам, о чём пишут эксперты. Но как только заходит речь об экономических интересах фирмы, российский патриотизм исчезает… Для «Шерифа» Приднестровье – возможно, некая территория, где идёт зарабатывание денег. И если монополии фирмы будет угрожать, например, российский бизнес, то он, вероятно, будет воспринят, как безусловный враг!
2011 год. Выборы Президента. Для фирмы выгоден был бы вариант смены руководителя страны на «подконтрольного» ставленника или продолжение правления бессменного на то время Смирнова. Однако зимой 2011-го все пошло не по плану «Шерифа». Президентом Приднестровья был избран Евгений Шевчук. С его приходом для ООО «Шериф» началась жизнь по новым правилам. Фирма была уравнена в правах со всеми остальными экономическими агентами.
Результаты проявились уже через год. Возросло на 25% количество субъектов внешнеэкономической деятельности.
Изначально «Шериф» открыто не демонстрировал несогласие с исполнительными органами власти. Однако практические шаги руководства фирмы показывали, что противостояние есть.
Одним из сильнейших испытаний для компании стала отмена статуса «специмпортёра». Это в свою очередь сказалось на снижении объёмов импорта.
К 2015 году падение составило 25% по сравнению с 2008-2011 годами. Одновременно платежи в госбюджет выросли в 7,5 раза, достигнув небывалого до сих пор уровня: за 4 года, с 2012 по 2015 годы, – 126,3 млн долларов США.
В это же время, с 2012 по 2015 годы на долю «Шерифа» приходится только 26% от общего объёма импорта.
Однако фирма по-прежнему занимает лидирующее положение в импорте. На неё приходится около 66% продовольственных и около 59% подакцизных товаров.
Вот только теперь на каждые 100 рублей импортированных «Шерифом» товаров приходится лишь 5 копеек в виде льгот по таможенным платежам.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: На стремление руководства страны добиться прозрачности внешнеэкономической деятельности при реализации посреднических схем с оффшорными компаниями ООО «Шериф» ответил перенаправлением своих экспортно-импортных операций. С момента введения Правительством оффшорного сбора оффшорный бизнес прекратился почти полностью. Мы считаем, что, возможно, это было сделано, чтобы уйти от уплаты оффшорного сбора.
Стоимость товара при закупке в оффшорной зоне и сумма, указанная на ценниках в магазинах, может отличаться в разы! Так, стоимость некоторых сортов замороженной рыбы, ввозимой из оффшорных зон в 2012 году, увеличивалась «Шерифом» почти в 4 с половиной раза.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: Необходимо отметить, что сегодня фирмой не ввозятся в Приднестровье ни табачные изделия, ни спирт, ни спиртовые настойки. Но на полках магазинов торговой сети «Шериф» несложно увидеть и сигареты, и элитный алкоголь производства различных стран. Возможно, это старые запасы или ещё откуда-то взятые в нынешнее время.
Неуклонное снижение таможенных отчислений «Шерифа» продолжается. По данным министерства экономического развития, в 2015 году в бюджет государства от данного хозяйствующего субъекта поступило на 45% денежных средств меньше, чем в 2014-м.
Общее снижение налоговых платежей – более 286 млн рублей ПМР. Причин несколько: это и мировой экономический кризис, и политические изменения на Украине, приведшие к пересмотру отношений с ПМР, и скачки курсов иностранных валют, и уменьшение объёмов импорта товаров.
Особенно ощутимо по «Шерифу» ударило небезызвестное Постановление кабинета министров Украины №117 от 18 марта 2015 года.
Ю.В. ГЕРВАЗЮК: С введением в силу данного Постановления импорт фирмой подакцизных товаров снизился в 4 раза. Однако «поиск виновных» привёл не к Украине и её руководству. Куда проще назначить крайнего из тех, кто в зоне досягаемости. И вот свита из представителей депутатского и журналистского сообществ – возможно, не без участия того, кто заказывает музыку, – пытается взвалить весь груз ответственности на приднестровскую исполнительную власть.
Частью этой кампании стали не только дезинформирующие сюжеты на коммерческом телеканале, но и постановление Верховного Совета о депутатском расследовании. Если вспомнить, чьи интересы представляет большинство депутатов, несложно догадаться, с чьей подачи инициируются подобные «депутатские расследования». Возможно холдинг, лишившись льгот, хочет взять у государства реванш?
Бюджет нашей страны оказался в своеобразной ловушке: второй крупнейший налогоплательщик стал платить меньше, компенсировать это за счет мелкого бизнеса нет возможности – ведь их еще раньше переключал на себя монополист. Так, возможно, источники пополнения бюджета было бы справедливо поискать в кармане самого «Шерифа», или, может быть, в создании собственных производств?
Ведь средств, сэкономленных на таможенных платежах только с 2006 по 2011 годы – это порядка одного миллиарда долларов США, – хватило бы на дополнительную ежемесячную доплату пенсионерам в размере 95 долларов.
И кто знает, возможно, если бы не потери госбюджета ради выгоды отдельного агента, Приднестровью не пришлось бы обращаться к Российской Федерации за гуманитарной помощью. Только в 2006 году она составила более 69 млн долларов США, что в два раза меньше, чем сумма недопоступлений в госбюджет по таможенным платежам от ООО «Шериф».
А возможно, в повестку дня пора включать вопрос о возврате этих средств государству?..
Ведь многочисленные магазины, заправки, и не только, были построены на те деньги, которые не поступили в бюджет…
Вернемся к статистике: специмпортер, пользуясь своим особым статусом, ввез за 6 лет в нашу республику товаров почти на 1,7 млрд долларов США. С потерей статуса специмпортера ввоз товаров фирмой сократился в среднем в 1,5 раза, но при этом таможенные платежи выросли в 7,5 раза.
Общей суммы, которая не поступила в бюджет от ООО «Шериф» только с 2006-го по 2011 год, с лихвой хватило бы на расходы республиканского бюджета на зарплаты на целые 10 лет. Пока же мы – очевидцы жесточайших политических и информационных войн. Их цели, вероятно, деньги и пожелания – вернуть беспрецедентные преференции для холдинга. Но одно дело, когда идёт монополизация внешнеторгового сектора… и совершенно другое – надвигающаяся монополизация политической власти! «Шериф» пытался и пытается диктовать стране условия игры через подконтрольные партию, депутатов и СМИ.
Возможно, в этой статье вы нашли свои ответы на вопросы, почему в предвыборный президентский год устраиваются дефицит продуктов и ГСМ, валютный кризис? Почему страну трясёт «демократия» в коммерческих СМИ, связанных и финансируемых частным капиталом, каковы цели и мотивы тех, кто движется к вершинам политической власти?
Тем, кому делать выбор совсем скоро, нужно помнить, что для фирмы, желающей завоевать абсолютную власть, вопросы бизнеса всегда будут на первом месте. Хотим ли мы жить в стране, где всё будет подчинено получению сверхприбыли монополиста? Каким мы видим «завтра» нашей республики? В какой стране жить нашим детям? На эти вопросы должен ответить каждый из нас. И от этого зависит будущее Приднестровья…
По материалам
пресс-службы государственного таможенного комитета ПМР.