Лидия Сергеевна Бронникова – одна их трёх оставшихся в Бендерах участников Ясско-Кишинёвской операции. Она испытала все тяготы и лишения войны. Родом Лидия Сергеевна из-под Харькова, и именно с освобождения этого города началось её участие в Великой Отечественной войне.
Когда началась война, ей не было и 12, больше двух лет вместе с семьёй жила на Харьковщине под фашистской оккупацией. Отступая, немцы угоняли детей в Германию, но Лида благодаря случаю туда не попала.
«Меня в последний момент вместе с другими затолкали в товарняк. На одной из станций в Кировоградской области наш эшелон попал под сильную бомбёжку. Двери вагона открылись, и все стали из него выбираться, спрыгивали и бежали куда глаза глядят. А немцы гнались следом, их разъярённые собаки готовы были нас, шестерых девочек, разорвать, одну они настигли», – вспоминает ветеран и едва сдерживает слёзы.
Бежали так быстро, что не заметили, как оказались то ли на речке, то ли на болоте – след беглецов, кого не догнала вражеская пуля, здесь был утерян. Лидия Сергеевна уже и не помнит, как случилось, что осталась жива, – всё как в тумане. Может, нырнула или просто скрылась в камыше. Только образ немца навсегда застыл в девичьей памяти – невысокого роста в очках и с автоматом в руках.
В холодной ноябрьской воде просидели около суток. Помогла тогда местная жительница, которая и забрала Лиду вместе с другими девчонками к себе домой. На печке отогрела и накормила. «Как сегодня помню, большие пирожки дала, вроде плацинд», – вспоминает Лидия Сергеевна. Домик женщины, которая оказалась доброй и глубоко верующей, находился на окраине села Вершино-Каменка, и немцы редко до него доходили. Так около двух месяцев и отсиживались девочки, пока не пришли советские солдаты.
«После освобождения села одним из подразделений 93-й Харьковской дивизии к местным женщинам обратился старший медицинской службы. Раненых было много, а ухаживать за ними, делать перевязки – некому, и мы вызвались подсобить. Так я и попала в армию», – говорит Лидия Сергеевна Бронникова. Тогда она и не думала, что с медсанбатом отправится дальше освобождать Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию.
Помнит Лидия Сергеевна и подготовку к наступательной Ясско-Кишинёвской операции. Медсанбат, в котором она служила, не участвовал непосредственно в освобождении Бендер, его направили севернее. «Горела земля, всё тряслось от взрывов, темно кругом – и только раненые, раненые, раненые… Радовало каждое протяжное победное «Ура!», которым завершался бой за город. Когда же наши отбили Кишинев и Яссы, дальше пошли на Будапешт», –рассказывает ветеран.
Война для Лидии Бронниковой закончилась в Чехословакии, и к мирной жизни она вернулась взрослой шестнадцатилетней девушкой. Вот и получается, что детство и юность пришлись на тяжёлые военные годы, тесно с ними переплелись.
Сразу после войны вышла замуж, и супруг увёз её на Урал, откуда сам был родом. Какое-то время прожили на родине мужа, а когда его, инженера лесного хозяйства, направили на восстановление Молдавии, перебрались в Бендеры, в город её военной юности, который был освобождён в ходе Ясско-Кишинёвской операции в 1944 году. Здесь и стали жить, растить детей. У Лидии Сергеевны трое дочерей, шестеро внуков и восемь правнуков. Многие из них приехали на юбилей любимой мамы, бабушки – в марте ей исполнилось 90 лет.
Ветеран вспоминала пройденный путь и показывала награды, среди которых медаль Жукова, орден «За вклад в Победу», орден Отечественной войны II степени, значок ветерана гвардейской Харьковской стрелковой дивизии, множество медалей, посвящённых юбилейным датам Победы. Но самая дорогая для Лидии Сергеевны награда – орден «За вклад в Победу». Она так и говорит, детства и юности не было, их забрала война. Много лет Лидия Сергеевна Бронникова возглавляла организацию «Боевые подруги» и часто встречалась с теми, кто тоже прошёл войну. А ещё около 20 лет пела в городском хоре «Ветеран».
…Говорит, что военные фильмы не смотрит, да и не хочет, сразу приходят воспоминания о войне, смерти и постоянной тревоге… Прошло столько лет, но не сотрутся из памяти те страшные годы, годы войны.
Светлана Осадчая, г. Бендеры.
Фото автора.