0.9 C
Тирасполь
Среда, 15 января, 2025

Популярное за неделю

Не поддаваться на провокации

Нынешний энергокризис в Приднестровье точно разрешится. Такую уверенность в...

Героев славные потомки

Одна из главных страниц истории Каменки по праву принадлежит...

«Полиграфист» гарантирует…

Этот год для государственного унитарного издательства полиграфического предприятия «Бендерская...

О ситуации в энергетическом секторе

Вадим Красносельский созвал Совет безопасности ПМР. Тема – энергетика. С...

Днестр у нас общий

«Биоразнообразие и факторы, влияющие на экосистемы бассейна Днестра». Научно-практическая конференция (с международным участием). Вот такое название было у собрания, которое прошло в Приднестровском университете. Чем-то похоже на сам Днестр – такое же длинное и сложное.

Отличная организация (спасибо принимающей стороне – ПГУ). Представительный состав участников – кроме собственно экологов, официальные лица, ученые и общественники из Приднестровья, Молдовы, Украины и даже России. Приветствовали участников Степан Берил – ректор ПГУ, Сергей Филипенко – декан естественно-географического факультета ПГУ, руководители Международной ассоциации хранителей реки «Эко-Тирас» и ученые из Кишинева.

Были и студенты (как без них?), но немного и с профильного факультета – сидели тихо, слушали внимательно. Хотя не слушать им, наверное, было все-таки нельзя – выступали их же ректор и их же декан.

В общем, набрался полный зал. И это было собрание заинтересованных людей – некоторые приехали из других стран за сотни километров.

И они знали, о чем идет речь.

На Украине собрались строить каскад ГЭС в верховьях Днестра – в Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Нужно ли это строительство для электроэнергетики, не очень ясно. Ведь только за 10 месяцев этого года Украина продала электроэнергии на 266 миллионов долларов. И причем большую часть – в соседнюю Венгрию, которая совсем недалеко от планируемого района строительства. Продажа электричества за границу растет почти на 30% в год и без строительства новых ГЭС.  Да и специалисты говорят, что планируемый каскад будет в три раза меньше по мощности, чем уже существующий в Новоднестровске.

А вот с водой точно станет хуже. Мало того, что на какое-то время Днестр обмелеет до недопустимого уровня – даже после восстановления уровня воды последствия для экологии будут катастрофическими. Причем в первую очередь – в самой Украине. В верховьях затопит сельскохозяйственные земли и заповедник. А в нижнем течении просто не будет воды.

Кстати, Днестр – основной источник питьевой воды для Одессы с ее более чем миллионом жителей. Что они будут пить после появления ГЭС, ни строителей, ни министров, похоже, не волнует.

Хотя для Молдавии, Приднестровья и южной Украины последствия будут одинаковые, считает Илья Тромбицкий, признанный международный эксперт и директор «Эко-Тираса». По его словам, в первую очередь будут разрушены экосистемы Днестра, а как следствие – навсегда потеряны многие виды рыб и животных, река утратит функции самоочистки и рекреационные свойства.

Попросту говоря, в реке не то что рыбы не будет – зайти в нее будет невозможно.  И вообще это будет не река, а какая-то цепочка заросших болот.  Возможно даже, что из бывшей реки еще можно будет пить воду, но только после сложной и дорогой очистки. То есть кто-то сейчас заработает на электричестве, а потом за счет бюджета трех государств придется строить новые и более мощные очистные сооружения. Разумеется, немедленно поднимутся и тарифы на эту воду.  По факту платить за чей-то бизнес будем мы все –  граждане и Приднестровья, и Украины, и Молдовы.

Для чего же тогда эти стройки, если всем будет плохо?

– По украинским законам, если электричество производится из возобновляемых источников (солнечные, ветряные и гидроэлектростанции), производитель будет получать субсидии из бюджета. Так называемый «зеленый тариф», – говорит Галина Процив, председатель национального экологического центра Украины. – Под этот тариф уже сейчас на притоках Днестра строятся мелкие ГЭС. Электричества они дают немного, зато перекрывают естественное наполнение реки. За счет этих водохранилищ увеличивается площадь водной поверхности – то есть больше воды испаряется, меньше попадает в саму реку. В этом случае возникает вопрос: а это точно «зеленый» тариф?

А ведь Днестр и без того мелеет, и рыбы в нем становится все меньше. Да и рыба уже не та, и чтобы это видеть, не нужно быть экологом. 70 лет назад в районе Рыбницы ловили осетровых в рост человека – сегодняшние рыбаки и не мечтают о таких уловах. Да, какие-то меры периодически предпринимаются – тот же «Акватир» выпускал и выпускает ценные породы рыб в Днестр, но этого мало. И место осетров и белуги занимают плотва и прочая мелкая рыба. Впрочем, после строительства новых ГЭС, возможно, и выпускать будет уже некуда.

Пока же площадь собственно реки (в отличие от водохранилищ) уменьшается, а оставшееся водное зеркало все больше зарастает, – потому что скорость течения тоже падает.

Но нельзя сказать, что экологи, общественники и просто неравнодушные люди только считают потери. За последние 3 года провели более 60 мероприятий, в том числе парламентские слушания в Верховной Раде. Подали даже иск против правительства Украины, потому что программа развития гидроэнергетики (по которой и планировалось строить эти самые ГЭС) была принята без обсуждения и без учета мнения ученых-экологов. Это не считая массовых акций протеста непосредственно в районах строительства и в Киеве. Кстати, одна из них состоялась всего 3 недели назад.

Как итог – все-таки само строительство еще не начали. Хотя официальный проект есть, но те, кто заинтересован в стройке, опасаются массового протестного движения.

А вот что неприятно удивило, так это позиция официального Кишинева и Киева. Первый почему-то отказался от включения представителей Приднестровья в состав комиссии по охране бассейна реки Днестр. Получается, что ООН не возражает, Евросоюз не возражает, а Кишинев – против. Хотя воду из Днестра (в том числе и ниже по течению, чем Приднестровье) берут все-таки жители Молдовы, а не ооновцы. И есть множество примеров сотрудничества организаций разного уровня из Приднестровья, Украины и Молдовы. Днестр-то общий. Кстати, конференция в своей итоговой резолюции назвала кишиневский отказ «неуместным». Более того, даже призвала «правительства стран бассейна Днестра создать международный бассейновый совет Днестра с широким вовлечением гражданского общества, региональных и местных властей, включая Приднестровье».

Ну и отсутствие на мероприятии официальных лиц из Украины. Экологи были, общественники, но ни представителей власти, ни тем более строителей ГЭС не было.

Может, у украинских чиновников какой-то другой Днестр?

Сергей ИРОШНИКОВ.

Новые статьи

Высота под контролем

Этот девиз был начертан на лежавшем на столе директора...

Добровольцы помогают пережить холода

В отсутствие газа приднестровцы используют иные способы обогрева квартир...

Детский сад с утра до вечера

В тепле, с полноценным питанием в дежурных группах трёх...

Одним абзацем

⬥ С 9 января электростанция «Тиротекс-Энерго» начала вырабатывать электричество...

Дрова – сырьё стратегическое

Тепло – это жизнь. Мы редко задумываемся об этом,...

Архив