Домой Культура Ержово — то ли пригород, то ли село, это место, где сердцу...

Ержово — то ли пригород, то ли село, это место, где сердцу тепло!

0

Село Ержово тихим никак назвать нельзя. По  автостраде, разделяющей село на верхнюю и нижнюю часть,  то и дело проезжают солидные междугородние автобусы – на Москву, на Киев, на Вапнярку, не говоря уже о рейсах по району и республике.  У нас  говорят – магистраль республиканского значения, хотя  её спокойно можно назвать международной трассой, связывающей Молдову и Приднестровье с Украиной и Россией…

Если не обращать внимания на дорожные указатели, можно и не заметить, когда Рыбница  переходит в Ержово, а далее Ержово так же незаметно переходит в село Сарацея – никаких границ  или  пространства без строений. Но вот чего нельзя не заметить – это заводские трубы, проглядывающие сквозь кроны деревьев. Так и есть: село Ержово  находится в непосредственной близости не только к Рыбнице, но и к промышленным гигантам – цементному комбинату и металлургическому заводу. А раньше  был ещё и сахарный завод, и тоже  поблизости – в километре от села.  Так что   жители села  Ержово всегда были в привилегированном положении: могли работать в колхозе, а могли и на городских предприятиях, и все – в шаговой  доступности.

С давних пор – а селу уже более 200 лет – жителей называли «колотушниками». В Рыбницком районе вообще любят называть села именами, которые характеризуют его особенность и индивидуальность.  Например, село Малый Молокиш называли «кацапами» – потому что там издавна живут выходцы из России, село Красненькое называли «брынзарями» – потому что на овцеферме делали традиционную овечью брынзу.  А почему жителей села Ержово называли «колотушниками», рассказала уроженка села, ветеран педагогического труда  Евгения Туранская:

– Колотухой называли ряженку –  кисломолочный продукт, который готовился в русской печи.  И я помню, какая это была вкуснотень!   Парное молоко  наливали в глечики – глиняные кувшины, заправляли сметаной  и отправляли в  не очень горячую печь.  Через положенное время мать вытаскивала из печи кувшины, где  сверху манила красно-бежевая пенка – вкуснейшее лакомство!  А внизу и до самого дна – домашняя ряженка. Детям оставляли маленький кувшин. Остальное  клали в десаги – плечевую сумку из домотканого полотна,  и отправлялись на базар.  Там  горожане загодя  выстраивались в очередь, чтобы купить  божественную ержовскую  колотуху. Так и прижилось прозвище!

История села Ержово,   судя по  документам, началась в конце XVIII века – с 1796 года.  К этому времени Рыбница  уже существовала  полтора века,   и её соседство всегда было очень кстати – с давних пор и по сегодняшний день.

Основная масса жителей села – переселенцы из Украины,  поэтому и сегодня большая часть жителей общается на украинском языке.   Занимались сельчане земледелием, животноводством  и, конечно, рыбной ловлей.

Старожил села Николай Туранский   помнит времена, когда Днестр кишел рыбой:

– Вы знаете, какая рыба у нас водилась? Я помню, как мужики   поймали в сеть   белугу весом  два центнера.  Пришлось  подводу  прислать.  Уложили рыбу на подводу  – голова  впритык к лошади, а хвост по земле волочится. Кто сегодня поверит такому улову?

У  читателей  нет основания не доверять бывалому рыболову Николаю Туранскому:  раз сказал –  200 килограммов, значит так оно и было!

Село, как и все населенные пункты нашего района, прошло все этапы исторического пути страны:  революционный подъем, гражданскую войну, коллективизацию,  и к началу Великой Отечественной войны  на месте села было три колхоза: имени Буденного, имени Ворошилова и имени Котовского.   Колхозники жили бедно, но весело  и дружно.  Вместе и дома сельчанам строили, вместе урожай собирали, вместе праздники отмечали. А уж если горе у кого, никогда не проходили мимо, последней горбушкой хлеба делились. Такие были люди!

Наверное, потому, что были такими сплоченными, смогли войну пережить,  врага победить, село заново отстроить и вывести колхоз «Родина» в число передовых.  Сегодня все по-другому:  колхоза нет, вместо него – новые землепользователи. Хорошо это или плохо – однозначного ответа нет. Но  жизнь продолжается.

Село подарило миру много талантливых людей, о которых ходят легенды.  В многодетной семье   Дунаевских  вырос самородок – Иван Дунаевский, который  мастерски играл на гармошке и баяне. Не было свадьбы, новоселья или крестин, на которые не приглашали бы любимого музыканта.  И один играл, и с духовым оркестром, и всегда – с огоньком, с настроением, с душой. Слух о нем прошел по всей округе,  и никому он не отказывал – и в Ержово играл, и в Большом Молокише, и в Гарабе, и в Бутучанах…

А нынче его потомок, Владимир Дунаевский, руководит сельским Домом культуры и  дарит людям праздники.   Совсем недавно он с группой участников художественной самодеятельности  с колядками   прошелся по селу и навестил добрый десяток семей.  Уж повеселили народ!

Сегодня в селе Ержово  проживает около трех тысяч человек.  Кто-то работает в селе, кто-то – на городских предприятиях, а кому-то пришлось покинуть село в силу разных причин:  молодежь уезжает на учебу, кто-то женится или замуж выходит,  а кто-то уехал «за туманом и за запахом тайги». Но куда бы ни завела судьба, каждый мечтает вновь вернуться в родное село, к родному  дому, где сердцу мило и тепло. Трасса международного значения построена не только для того, чтобы уезжать из дома, но и для того, чтобы возвращаться!

Дина Листюгина, Рыбницкий район.

Exit mobile version