Именно эти строки, немного торжественные, возникают, когда я смотрю на фотографию простой женщины, о которой здесь и сейчас пойдёт речь. Эту женщину звали Евгения Степановна Шушко.
Не случайно я употребил глагол «звать» в прошедшем времени, потому что эта славная женщина ушла в мир иной в возрасте 91 года. Это мать моей жены, то есть моя многоуважаемая и нежно любимая тёща. Уверяю вас, тут нет и тени насмешки или юмора, как обычно при случае вспоминают тёщу. Эти слова идут из глубины души и показывают истинные взаимоотношения двух взрослых людей.
В своё время в кругу семьи очень серьёзно решался вопрос о том, с кем будет жить мать на старости лет. К тому времени у Евгении Степановны все шесть дочерей были замужем: двое – за русскими, двое – за украинцами, по одной – за белорусом и грузином. Тёща выбрала меня, грузина, и переехала из Белоруссии к нам в Тирасполь…
Шутка ли, прожить с Евгенией Степановной в мире и согласии почти сорок лет. За это время из наших взаимоотношений были исключены грубость и небрежность, я высоко ценил и уважал её выбор жить в нашей семье. К ней я обращался не по имени-отчеству, а как положено в таких случаях, ёмким и ласковым словом – мама.
Когда она входила в нашу семью, я не обещал ей золотые горы, но предложил самое обыденное и реальное – до конца жизни обеспечить безбедную старость. Она всегда была чисто одета, накормлена, за её здоровьем следили лучшие из моих знакомых врачей в Тирасполе. Она заменила мне родную мать, всеми силами, как могла, заботилась о нас с женой и детях.
До того момента, как влиться в нашу интернациональную семью, Евгения Степановна прожила трудную жизнь, удивительную для нашего времени, наполненную грустными и радостными событиями. Родилась в 1908 году в деревне Костеши Джитогоринского района Минской области. В возрасте четырнадцати лет осиротела. Её детство и девичьи годы пришлись на тяжёлое время. С малых лет трудилась вместе с родителями на помещика, добывая кусок хлеба. В царское время она была лишена возможности учиться. После революции, в гражданскую войну тоже было не до этого. Когда стали создаваться колхозы, Евгения Степановна соединила судьбу с одним из коллективных объединений. В 1927 году вышла замуж за колхозного ездового Павла Константиновича Шушко. Скоро в молодой семье один за другим стали появляться дети. К началу Великой Отечественной войны в семье росли уже пять девочек. 22 июня 1941 года, когда немцы бомбили западные области Белоруссии, на свет появилась шестая девочка, Елена…
Главу семьи Павла Константиновича в первые же дни войны призвали на фронт, откуда он не вернулся. Евгения Степановна не смогла с детьми эвакуироваться и до освобождения находилась в оккупации. Трудно представить, как жилось молодой многодетной матери при новых хозяевах. Немцы выгоняли её на самые трудные работы, да и постоянная мысль, как и чем накормить детей, не давала покоя. Но Евгения Степановна не надломилась, не пала духом, наладила связь с партизанами и помогала им чем могла. Невзирая на смертельный риск, передавала продукты и делилась доступной ей информацией…
После войны дети подросли и разъехались по всей стране, кто на работу, кто на учёбу. Благо, тогда такая возможность была предоставлена всем. Случилось так, что старшая дочь встретилась в 1952 году с фронтовиком Александром Малошиным, которого после окончания института вместе с молодой женой направили работать в Тирасполь. Через пару лет к ним приехала Ольга, с которой мы вскоре познакомились и в 1957 году расписались, создали свою семью, пригласили двух её сестёр Галину и Тамару. Они в разное время вместе с супругами (у них ещё не было детей) до двух лет жили в нашей квартире, до приобретения своего жилья. Сестры Мария и Елена переехали жить в Россию, вышли там замуж, сегодня живут одна – в Калининграде, другая – в Санкт-Петербурге.
В 1960 году, когда все дети определились и обустроились. Евгения Степановна, жена фронтовика, оставалась жить одна в деревне. Вот тогда на семейном совете решали, кто приютит одинокую мать. Последнее слово, конечно, было за Евгенией Степановной. Тогда она без колебаний согласилась переехать в Тирасполь и жить в нашей семье.
Ещё при жизни Евгении Степановны в её разветвлённой интернациональной семье на свет появилось семь внучек и четыре внука. Теперь уже у них растут четырнадцать детей – пять мальчиков и девять внучек. Среди многочисленных дочек, зятьёв, внуков и правнуков есть педагоги, инженеры-строители, генерал-лейтенант, полковник, подполковник, прапорщик, государственные служащие и пенсионеры. Все они с глубоким уважением чтят память о любимой матери, тёще, бабушке. Благодаря ей мы обрели гордость за эту родословную – нашу главную семейную ценность.
МИХАИЛ ЧИГИЛАШВИЛИ,
ветеран труда.