Жил-был поэт

0

Литературный фонд союза писателей Приднестровья при поддержке государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР в серии «Слово чистоты родниковой» издал сборник стихов Анатолия Дрожжина «Свеча поэзии». Так названа книга известного советского и российского поэта, зачинателя литературного процесса в нашем Приднестровье.


Поэтический сборник, который представляет первое полное собрание произведений Анатолия Сергеевича, дает возможность любителю поэзии оценить литературное мастерство автора, широту и глубину его поистине прозорливого взгляда.

В предисловии книги «Штрихи к портрету» председатель союза писателей Приднестровья Валерий Кожушнян пишет: «Вся жизнь Анатолия Дрожжина, как и у большинства настоящих поэтов, – в его стихах. Для многих вдумчивых читателей понятно и неоспоримо одно: истинная поэзия – дар небес. Без всяких оговорок, был им щедро наделен и Дрожжин. Но еще требовалась от таланта и предельная самоотдача – распорядиться этим даром сполна. Дрожжин сумел это сделать. Сегодня, по прошествии лет, это еще более очевидно. Все, что было определено ему Всевышним, Анатолий исполнил. Возможно, многое из задуманного и написанного, к сожалению, он так и не успел реализовать – времени земного не хватило. Внушительная часть поэтического наследия А.С. Дрожжина так и осталась в его личных архивах. Не раз он сетовал на то, что скопилось в рукописях в два раза больше, чем опубликовано. Будто предчувствовал – надо спешить работать. К несчастью, жизнь его оборвалась на самом взлете.  Однако и опубликованного достаточно, чтобы утверждать – рядом с нами жил большой, яркий поэт!».

Так случилось, что он обрел в Тирасполе вторую Родину. В стихотворении «Куда ни глянь – родные все места!» замечает: «Я волей рока в городе живу, когда ж тоска затянет петлю туго, ищу, как пес, целебную траву, в деревне исцеляюсь от недуга». И дальше: «Моя судьба, как радуга над бором, одним концом на поле уперлась, другим – лежит за заводским забором…». Эта радуга судьбы соединила прошлое и настоящее, две малые родины и явилась своеобразным символом всей жизни поэта.

Профессор Литературного института имени Горького Владимир Мильков, где на заочном отделении учился Дрожжин, говорил о нем: «Талантливый, дерзкий и, главное, слово чувствует, как охотничья собака след дичи. Ему стоит только взять тему. Образы обступают неожиданными ассоциациями, параллелизмами, сквозными точными эпитетами и метафорами. Он – лучший на нашем семинаре».

«Слово его зримо и объемно и, что важно, свежо по чувству, по мысли…» – написал в предисловии к его сборнику «Белые берега» известный мэтр поэзии Егор Исаев. Анатолия Дрожжина благожелательно напутствовал Александр Твардовский. Другой известный поэт Владимир Чивилихин, выступивший на пленуме писателей в 1975 году, с трибуны прочитал его стихотворение «Пиджаки», произнеся: «Автор – очень одаренный человек».  Одним из талантливейших поэтов России называл его и поэт Николай Поснов: «…он заметно набирал высоту, выгодно отличался от многих московских поэтов манерой письма, своим взглядом на историю Родины».

«С годами, – пишет все в тех же «Штрихах к портрету» В. Кожушнян, – Анатолий прижился в нашем благодатном южном крае, публиковал в газетах, кроме стихотворений, злободневные статьи. Он много работал и печатался, слыл известным и признанным поэтом, был принят в Союз писателей СССР (1979 г.). Это дало ему возможность издавать свои поэтические книги в престижных издательствах страны: «Советский писатель», «Художественная литература», «Молодая гвардия», а также в местных «Картя молдовеняскэ», «Литература   артистикэ». Выходили поэтические сборники «Воскресный зов», «Отчий дом», «Светлая полоса», «Белый день», «Линия жизни» … В начале 90-х годов Анатолий Дрожжин был избран в секретариат Союза писателей России, позже был руководителем одного из отделений СП страны. В городской газете «Днестровская правда» руководил литобъединением, был частым гостем редакции газеты «Приднестровье».  Вместе с ней, только вступившей в жизнь, строил планы.

К сожалению, осуществить их не удалось.  В ноябре 1994 года он трагически погиб в автокатастрофе по дороге на родину в Брянщину. Многое осталось недосказанным и ненаписанным, но его стихи продолжают жить, и нам, приднестровцам, приятно осознавать, что на нашей земле жил и творил этот большой и самобытный поэт. Мысленно вспоминаю этого заметного в городе   интеллигента: модная по тому времени одежда, аккуратная бородка и усы, прищуренный вдумчивый взгляд, и стихи, некоторые строчки, например, о Тирасполе, в котором жил, творил и который любил: «…И стоит он два века, и будет – веками, потому что в основе – суворовский камень!».  И мне так приятно, что я его знал,  слышал от него при встрече: «Прочти, что написал, а потом я тебе свое прочту».


Александр КАРАСЕВ.

Exit mobile version