12 октября на сессии Верховного Совета была рассмотрена инициатива Президента о создании в Приднестровье профессиональных приемных семей. Как известно, законопроект набрал 15 голосов «за» и 15 голосов «против», а потому был направлен на доработку. Тем временем, в министерстве по социальной защите и труду продолжают обсуждать в какой-то мере новаторскую инициативу: 18 октября там прошел круглый стол «Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: «за» и «против»».
Разговор предстоял сложный и действительно полемичный. Для начала министр соцзащиты Елена Куличенко пояснила, что законодательно институт приёмных семей в Приднестровье уже отрегулирован Кодексом о браке и семье, но отсутствует механизм их финансирования. «Важно донести нашу позицию до законодателей, потому что в Верховном Совете планируют рассмотреть эту инициативу во втором чтении», – считает руководитель ведомства. Немаловажно, что в числе приглашенных на круглый стол были и депутаты – Олег Василатий и Сергей Чебан. У Олега Василатия возникло к специалистам много вопросов по поводу ювенального права, и в ходе круглого стола он получил на них исчерпывающие ответы.
Госслужба опеки и попечительства представила некоторые положительные цифры. В 2015 году было 2127 детей без опеки, а в 2016-м – уже 1650. Начальник госслужбы Анна Маковская отметила, что в 10-12% казусов в неблагополучной семье ребенка все же оставляют с родителями, дабы не разлучать их.
Заместитель министра по социальной защите и труду Олег Федотов обозначил некоторые проблемы, связанные с процедурой изъятия ребенка. «В законе строго регламентировано, что окончательное решение по изъятию ребенка из семьи выносит суд, – подчеркнул Федотов. – Самостоятельно органы опеки подобных действий не имеют права производить». При этом в большинстве случаев детей забирают из семей, когда они не получают образования или медицинских услуг, и когда родители страдают алкоголизмом.
Есть и острые случаи: например, мать – заключенная в колонии – хочет встретиться с ребенком, однако уже лишена родительских прав. В этом случае родители всегда имеют право возврата детей в семью.
Министр Елена Куличенко поставила вопрос прямо: где ребенку лучше – в интернате, под опекой физических лиц или в приемной семье? В Приднестровье есть уже 1048 приемных семей, и специалистам приемная семья видится замечательной альтернативой. В СССР подобного института не было: либо опека, либо усыновление, либо ребенок помещается в госучреждение. Анна Маковская отметила важность того, чтобы люди в приемных семьях имели соответствующую подготовку: «Контролировать выполнение ими обязанностей по воспитанию детей будут посредством заключения соответствующего договора, в котором строго пропишут необходимые требования».
Цель, к которой будет следовать министерство соцзащиты, проста – снижение количества детей-сирот, а добиться этого можно путем открытия для общества такого института, как приемная семья. В такую семью дети могут быть помещены на срочной, временной и постоянной основе, и это куда лучше, чем социализироваться в интернате. Институт приемной семьи широко распространен во всем мире. При этом председатель комитета по социальной политике Сергей Чебан высказал мнение о необходимости предоставления законодателям одного-двух месяцев для более предметной работы над законопроектом о создании в Приднестровье профессиональных приёмных семей. Что ж, надеемся, что Верховный Совет примет верное решение.
А для читателей предлагаем простой и жизненный вопрос: а смогли бы вы стать приемным родителем? И насколько это, по вашему мнению, трудно (или легко)?
АНДРЕЙ ПАВЛЕНКО.