Полным ходом идёт сезон отпусков, подчас нам не всегда легко решить, куда же поехать. Я остановил свой выбор на Санкт-Петербурге – городе-музее. Можно сказать, что если не был в Петербурге, то не был нигде. А кто там был, тот, наверное, навсегда полюбит этот город, его улицы… Об этих улицах и не только расскажу вам в путевых заметках из Питера с любовью.
Три недели пролетели очень быстро. И чтобы вспомнить пускай даже самый короткий, но очень значительный для любопытного наблюдателя миг, надёжным средством послужит фотоаппарат. Главной достопримечательностью является сам город, его архитектура. Для туристов, которые впервые в Санкт-Петербурге и, вдобавок, очень любят русскую литературу, большим открытием будут его улицы, описанные Достоевским, названия отелей, памятники литературным деятелям… Я мечтал попасть в музеи двух великих русских писателей, и мечта сбылась.
Первый – литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского (дом №5 на углу Кузнечного переулка и улицы Достоевского, неподалёку от старинной церкви Владимирской иконы Божией Матери). В этом доме писатель поселился с семьёй в начале октября 1878 г. и прожил до дня свой смерти – 28 января 1881-го. Здесь был написан последний его роман «Братья Карамазовы».
Входим в полуподвальное помещение, проходим в галерею фотовыставок, посвященных Федору Михайловичу. Затем – на второй этаж, в залы с литературной экспозицией, где рассказывается о жизни и творчестве писателя. Тёмные залы хранят историю с раннего детства Достоевского до жизни его потомков. Портреты родителей писателя, его брата, окружающих его людей, самого Достоевского, книги в ветхом переплёте, документы эпохи, письма, рукописи. Кажется, что попал в XIX век, в гости к великому писателю. Более подробная информация выведена на специальные экраны, включённые в художественное пространство экспозиции. Кстати, музей Достоевского есть не только в Петербурге, но и в Москве, где он родился.
Поднимемся в квартиру писателя, восстановленную по архивным планам и воспоминаниям современников. Мне было очень интересно, нет ли здесь какой мистики? Хотелось ощутить присутствие самого писателя и его семьи.
Первое июля в Петербурге – день Достоевского. В городе можно увидеть самого Фёдора Михайловича и Анну Григорьевну, героев его произведений. История оживает буквально на глазах.
Второй точкой моего путешествия по Санкт-Петербургу стал музей-квартира Александра Блока, дом на улице Декабристов, где прошли последние девять лет жизни поэта. Весной 1912 года Александр Александрович Блок долго искал новую квартиру. Ему хотелось, чтобы в ней было много воздуха и света и непременно широкий, ничем не ограниченный вид из окон. Всё это он нашёл здесь, в квартире на последнем этаже.
Спускаемся на второй этаж, в мемориальную квартиру №21. Начиная с прихожей попадаешь в «мир» Блока. Можно увидеть телефон на стене в узком длинном коридоре, повторяющем изгиб реки Пряжки, что течет неподалеку. По другую сторону коридора две комнаты жены Блока Любови Дмитриевны. В одной из них стоит большой чёрный рояль. Многообразие мира Любови Дмитриевны отражено в обстановке комнаты, служившей ей гостиной и кабинетом. Здесь большое зеркало, перед которым она разучивала роли, работала над сценическими движениями, маленький письменный столик, шкаф с книгами и портреты родных. Рядом с комнатами расположены кухня, выходящая на чёрную лестницу, ванная и чулан.
Из передней проходишь в кабинет поэта, замираешь у шкафов и разглядываешь книги. В углу комнаты – рабочий стол, на котором печально сидит маленький такс, рядом с настольной лампой и пепельницей. Именно в этом кабинете были написаны стихи из циклов «О чём поёт ветер», «Жизнь моего приятеля», «Ямбы», «Кармен», поэмы «Соловьиный сад» и «Двенадцать».
Есть в музее летний кабинет Блока. Это маленькая неотапливаемая комнатка со стеклянным шкафом с книгами поэта разных изданий, среди которых я увидел знакомый мне шеститомник…Сейчас я нахожусь уже далеко от тех музеев, куда мечтал попасть, но мне хочется ходить по их коридорам снова и снова. Петербургская погода с ее дождями и вечной сыростью не очень приветлива. Но ради того, чтобы побывать в музеях талантливых мастеров искусств, стоит забыть о превратностях северного климата.
Денис ДОЙЧЕВ.