Утро выдалось погожее, солнечное. Примерно с 7 часов в парках и скверах Москвы стала разворачиваться выездная торговля, открывались летние буфеты – наступившее воскресенье обещало быть теплым, если не жарким…
Таким запомнилось 22 июня 1941 года, день, когда началась Великая Отечественная война.
В 12.15 народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов выступил по радио с историческим обращением. Жизнь 200 миллионов граждан в одночасье изменилась. На смену мирному, созидательному труду пришли каждодневная тревога, страх за судьбу близких, невероятные испытания, выпавшие на долю советских людей, но не сломившие их.
Уже в обращении Молотова война получила наименование Отечественной. Совершенный в ней подвиг принадлежит народу, но не безликой массе, а каждому поименно. Вот почему такое значение приобрел «Бессмертный полк». Чтобы не забылись имена героев, не стерлись из памяти их лица и не притупились чувства потомков, наследников Победы, мы взяли в руки портреты и награды славных отцов и дедов, мы пошли с ними в одном строю, точно так же, как они сами ходили на парад 9 мая, а те, кто не дожил до светлого мига, мечтали о нем, «приближая, как могли».
Воспоминаниями об одном из доблестных сынов своей земли, подполковнике авиации Григории Федоровиче Нестеренко, внесшем личный вклад в Победу над фашистами, с нами поделилась его дочь Тамара Григорьевна Нестеренко, педагог с большим стажем, ветеран труда (ныне – на пенсии).
Происходил Григорий Федорович из казачьего рода. От предков унаследовал сильный характер, способность к военному делу. Учился сначала в пехотной, а потом – в авиационной школе. В составе 42-й авиационной эскадрильи участвовал в финской войне, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
После войны проходил военную службу в Орле, затем был направлен в Одесский военный округ: сначала в Бендеры, а потом – в Тирасполь. Страшная весть застала его в Киевской авиационной академии. Григорию Федоровичу довелось поучаствовать в ключевых сражениях величайшей из войн в истории человечества. На его глазах разворачивались бои при обороне Киева, Москвы, Сталинграда, Курская битва, штурм Кенигсберга. Дважды он был ранен, контужен. Войну закончил в Кенигсберге гвардии подполковником, начальником штаба 130-й истребительной авиационной дивизии.
Григорию Федоровичу выпала великая честь участвовать в параде Победы на Красной площади. Родина высоко оценила его заслуги, наградив орденами Отечественной войны, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией»…
В 1946-м по состоянию здоровья был демобилизован. С семьей Григорий Федорович возвратился в полюбившийся Тирасполь, где трудился на ответственных постах: был заведующим Тираспольским горсобесом, директором кирпичного завода, возглавлял внештатный орготдел исполкома горсовета.
До конца жизни Г.Ф. Нестеренко сохранял активную гражданскую позицию, с удовольствием занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи.
В 1985 году Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом Отечественной войны первой степени и юбилейной медалью «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1985 году Григория Федоровича не стало. «Многие годы он страдал от тяжелого заболевания, – рассказывает Тамара Григорьевна, – всё это время не переставал заниматься общественной работой, был образцовым семьянином, прекрасным отцом. Не знаю, откуда папа брал силы? До последнего вздоха я буду помнить его и гордиться им».
Таким было поколение победителей, таковы люди, подарившие нам жизнь, отстоявшие мир. Мы не знаем, как рождаются герои, природа подвига вряд ли будет постигнута до конца, но можем с уверенностью сказать, что без них не было бы нас, и, значит, теперь мы в ответе за дело всей их жизни.
Николай Феч.