Мы встретились в городе с моим героем, и он мне сразу понравился. Должно быть, это случилось еще раньше, когда по телефону договаривалась об интервью. Когда услышала доброжелательный голос. Когда назначить место и время встречи не составило никаких проблем. С ним будет так и дальше – легко. А еще интересно, взахлеб. Два часа пролетят, словно миг. Но это будет чуть позже. А пока мы познакомились, и на мое предложение местом для интервью выбрать не близлежащее кафе, а скамейку в скверике, получила мгновенное согласие.
Я намеренно решила в этот день сломать формат рубрики «За чашкой кофе» и сделать атрибутами интервью не кофейный напиток, а птичье пение и шелест листьев. Было довольно раннее летнее утро, одно из тех, когда воздух еще прохладен. Предвосхищая жаркий день, он опьянял. Город уже проснулся, но еще не зашагал в полную силу. Он пока не шумен, и это располагает к неспешной беседе с неординарным человеком. Мой сегодняшний герой каким-то мистическим образом оказался как раз таким: говорить – не наговориться.
– Владимир Михайлович, предположим, я ничего о Вас не знаю. Как бы Вы представились мне и нашим читателям?
– Наровский Владимир Михайлович, временно проживающий в Москве, а вообще тираспольчанин.
– Притом что родились не в Тирасполе?
– Родился я в Новосибирской области. Отец мой был офицером. Позже мы переехали в Тирасполь. Так сложилось. Говорят, Родина – место, где родился. Но я считаю себя тираспольчанином. И каждый год, приезжая из Москвы домой, незамыленным взглядом смотрю на свой любимый город. Перефразировав слова Антона Павловича Чехова, скажу, что в городе все должно быть прекрасно: улицы, скверы, парки, места отдыха и, конечно, дороги. Вспомните переход через дорогу к остановке «Вторая Каховская» и к пляжу от колледжа. Здесь мы многократно выскакиваем из-под колес автомобиля. Большинство водителей вместо того, чтобы притормозить на зебре, нажимают на газ. Дети просто боятся переходить дорогу.
И отдельная тема – это маршрутное такси. Водители порой курят прямо в машине. При этом люки часто не открываются. Но вот, например, маршрутные такси Тирасполь – Первомайск и Тирасполь –
Незавертайловка, в этих машинах хочется ехать: чисто, аккуратно, водитель внимателен и обходителен, опрятно одет. Так и должно быть, ведь маршрутное такси – основной вид общественного транспорта.
– Вы весьма небезразличный тираспольчанин. Уже много лет живете и трудитесь в Москве, а о Тирасполе говорите – «дом».
– Каждый город имеет свою ауру. Тираспольчане, знаю, любят свой город за совершенно необычную теплую атмосферу. Когда приезжаю домой, я чувствую, что даже воздух здесь другой. Россия спорит: Москва – столица, Санкт-Петербург –
культурная столица. Я, например, считаю, что Тирасполь всегда был культурной столицей Приднестровья. Это и люди, и природа, и река Днестр, конечно. Смотрите, какие большие фамилии: Екатерина Вторая, Суворов… Но обратите, пожалуйста, внимание: тираспольчане ходят по улице, которая носит имя и фамилию Гаухмана Аарона Мойшевича, внука американского миллиардера. Если я сегодня задам вопрос тираспольчанам, мало кто скажет, кто этот человек и что это за улица. А это улица Якова Михайловича Свердлова, того, кого называют «чёрным дьяволом большевиков». Он инициатор разжигания гражданской войны, участвовал в подписании документа о расстреле царской семьи, расстрелял практически всю интеллигенцию царской России. И тираспольчане ходят по улице с таким названием. В российских городах убрали эту фамилию из названий метро, улиц, площадей. Исконное же название улицы Свердлова в Тирасполе – Базарная. Стоило бы вернуть его. Да и вообще у нас много прекрасных исконных названий улиц.
– Если говорить о людях Тирасполя, некоторым из них, как я случайно узнала, Вы посвятили книгу…
– Как пел один из моих друзей: «Рядом сидит пацан, худенький сам с лица, и кандидат в мужья». Я кандидат в мастера спорта по гребле на байдарке. Потому в прошлом году по просьбе друзей написал книгу «Дети Днестра». О людях, в 60-е годы возродивших в Тирасполе вид гребли, который является одним из самых медальных в Приднестровье. У нас есть и олимпийский чемпион Александр Дьяченко, и молодые спортсмены, которые составляют основу сборной РФ по гребле на байдарках и каноэ, более 25 чемпионов мира, Европы, бронзовые призеры Олимпийских игр. Я решил рассказать о людях и Тирасполе тех лет. Нашими институтом истории и кафедрой истории в ПГУ изданы замечательные книги, но есть одно «но». Эти фолианты интересны только ученым. А такие книги, как моя, и газета «Приднестровье» могут рассказать об истории Тирасполя доступным языком. Ведь о многих местах, которых сегодня уже нет в городе, современные тираспольчане и не слышали. Например, лицо Тирасполя, южного города, куда люди приезжают отдыхать, – городской пляж. Но мало кто знает, что лестница, ведущая к этому пляжу, была построена, по утверждениям одних, в 1932, а других – в 1939 году. Правда, сегодня она требует капитального ремонта, так как спуститься по ней и не свернуть шею – нужно умудриться.
– Вижу, что Вы болеете душой за Тирасполь. И все же наша рубрика предполагает рассказ героя и о себе. И я знаю, что Вам есть что рассказать.
– Что ж, давайте… Я окончил Тираспольский педагогический институт. Помните, Конфуций сказал: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в жизни»? И вот уже почти 50 лет я не работал ни одного дня. У меня удивительная профессия. Я учитель физики и астрономии. Работал в школе №18, читал методику физики в Тираспольском пединституте, был депутатом городского Совета, председателем депутатской комиссии. Четыре года был советником Президента Игоря Николаевича Смирнова по народному образованию. В 1986 году окончил аспирантуру, стал кандидатом педагогических наук. Но времена были непростые, я получал 5 долларов в месяц, а семью нужно было кормить. В 1997 году мы уехали в Москву. Уровень образования, полученного в Тираспольском пединституте, был высоким, и я много лет проработал заместителем директора по научно-методической экспериментальной работе в московском колледже. Сегодня мы живем в Мытищах, и я тружусь в двух частных школах. В одной из них кроме 3D-технологий есть своя обсерватория. Школа «Зеленый мыс» находится в районе, где живут Греф и Набиуллина. Немного похвастаюсь: мои одиннадцатиклассники меньше 70 баллов за ЕГЭ не имеют.
– А в работе с Вашими учениками Вы какой?
– Очень важно чувство юмора. Кроме того, чтобы детей заинтересовать, нужно всегда идти впереди них хотя бы на шаг. С помощью фильмов в 3D я могу на их глазах разобрать атомный реактор, придвинуть к ним, заставить их опустить вниз твэлы, замедлить реакцию. Физика – наука экспериментальная. В старших классах на каждом моем уроке эксперимент обязателен. А еще учитель должен быть объективен. Я ставлю ребенку «единицу», и он мне говорит: «Владимир Михайлович, с меня шоколадка, Вы мне завысили оценку». Я отвечаю: «Принесешь, поделим между девочками на уроке» (смеется).
– У меня создается впечатление, что Вы – счастливый человек. И дело тут не только в самореализации…
– Древние греки сказали, что человеческая жизнь состоит из маленьких человеческих радостей. Кто ими умело пользуется, тот живет долго и счастливо. А еще вспоминаю слова из песни Высоцкого: «Спасибо вам, святители, что плюнули да дунули, что вдруг мои родители зачать меня задумали». Конечно, гены играют роль. Это то, что нам неподвластно. Но считаю, что есть еще несколько условий для счастливой жизни человека. А наличие этих условий уже зависит от нас самих.
– Выходит, Вы знаете почти все о счастье… Поделитесь с нами.
– Человек должен все время заниматься собой. Например, сегодня все московские педагоги обязаны сдать ЕГЭ по предмету. Так как я кандидат наук, то должен иметь оценку «эксперт», это от 85 до 100 баллов. Кроме того, в московскую школу берут педагога при условии, что все его уроки будут выложены в электронном виде на электронной площадке школы. Педагог должен соответствовать времени. Потому самообразование – процесс постоянный. А еще человек не может быть счастлив, не занимаясь своим здоровьем. Я каждое утро плаваю в Днестре. Не пытаюсь никому ничего доказать, просто этого требует мое внутреннее состояние. Наш Днестр –
это река, которая обладает своей магией. В Тирасполе два прекрасных пляжа. Река и солнце – богатство Тирасполя. В Москве в декабре солнце светило всего 12 минут. В Тирасполе оно светит примерно 280 дней. К тому же здесь свои сезонные фрукты и овощи, настоящий творог… Мой внук как-то спросил меня: «Деда, а что все жители города на «Зеленом рынке»?». Здесь на рынке есть все, чего только можно пожелать. А какое вино у нас, отличное вино. В Москве разрезанное яблоко лежит 5 месяцев и не чернеет, открытое молоко стоит месяцами… Каждый год в ожидании отпуска я мысленно зачеркиваю дни, которые остаются до моего приезда домой.
– Как раз хотела спросить. О доме. О детях. О семье.
– На пути к человеческому счастью это главная составляющая. Самое большое счастье – семья. Человек не может быть один. Мы должны жить ради внуков, а внуки должны уважать своих родителей. У меня большая семья. Сын живет в Тирасполе, а все остальные – в Москве, в Подольске. Я люблю своих родных и стараюсь делать все, чтобы помогать им. Моя главная мечта – чтобы все они были здоровы. Ради них я живу. А мои внуки делают меня еще счастливее. Их у меня четверо, пятый на подходе. А вообще человек живет до тех пор, пока о нем помнят…
Прощаясь, Владимир Михайлович загадочно улыбнулся, словно вспомнил о чем-то очень важном.
– Я знаю, что у газеты «Приднестровье» юбилей – 25 лет. И мне, конечно, хочется пожелать ей благополучия, процветания, большого тиража. Чтобы ваше издание и впредь поднимало такие темы, которые интересны читателям. Чтобы газета помогала решать проблемы города и республики.
Удивительное дело, чем дольше мы беседовали с Владимиром Михайловичем, тем моложе он мне казался. Неиссякаемый интерес ко всему, что происходит вокруг, к жизни, грамотная современная речь и главное – блеск в глазах. Молодые совсем глаза, ясные, с задоринкой. Тончайшее чувство юмора. Талант высказать свое мнение так, чтобы не обидеть, не ущемить собеседника, мыслящего чуть по-другому. И бесконечные идеи. Которые не просто мысли вслух, а посыл к собственным же действиям. Под конец двухчасового разговора передо мной сидел совсем молодой человек. Таким я вижу его и сейчас, заканчивая работу над этим материалом. И, зарядившись его позитивом, его энергией, энтузиазмом, начинаю верить – возможно все, стоит только очень захотеть…
Татьяна Астахова-Синхани.
г. Тирасполь.