Идем, бежим, торопимся, боясь упустить, как нам кажется, что-то очень важное. Лишь изредка переводим дух – и опять мчимся вслед за уносящимся поездом. Кажется, мы на верном пути. Ещё чуть-чуть, ещё немного, потерпи… Но, оказавшись у той самой заветной цели, понимаешь всю бессмысленность нескончаемого движения, ведь главное так и осталось незамеченным, многое недосказанным.
Остановись, оглянись вокруг и найдешь ответы на многие вопросы, расставятся приоритеты, нерешаемые проблемы разрешатся. Главное – вовремя остановись, но локомотив под названием «жизнь» несется вперед, набирая обороты. А давайте, пусть даже мысленно, нажмем стоп-кран и сойдем на ближайшей остановке, познакомимся с теми, кто живет рядом, о чьих судьбах мы так ничего и не знаем. Поговорим о простых человеческих ценностях.
О судьбе, по-своему уникальной, поведал нам уроженец Дубоссар, а ныне тираспольчанин Александр Григорьевич Пальчинский. До знакомства с этим человеком я владела о нем весьма скудной информацией: он – винодел. «Значит, живет в частном доме, выращивает большое количество сортов винограда, из которого изготавливает какое-то особенное вино», – возомнив себя Шерлоком Холмсом, думала я. Но, как часто это бывает, всё оказалось совершенно не так. Домашним виноделием Александр Григорьевич не занимался, хотя и жил в частном доме (ну хоть что-то совпало!), по причине отсутствия свободного времени. Александр Пальчинский 33 года проработал на Дубоссарском винзаводе, на котором производилась и производится визитная карточка нашего края – ароматизированное вино «Букет Молдавии». Награжден медалью «За доблестный труд» и Орденом Почета.
Но эти подробности выяснились позже. Поначалу в голову закралась мысль о том, что мой собеседник – бывший военный. Пунктуальный, скрупулёзный, дисциплинированный, обладающий великолепной памятью (кстати, недавно он отметил свой 75-летний юбилей). Узнала о работе Александра Григорьевича, и у меня всё стало на свои места. Человек, под руководством которого осуществлялся процесс изготовления ароматизированных вин, просто не может быть расхлябанным, неточным, забывчивым. Чтобы добиться всем известного вкуса вермута, необходимо соблюдение строгих пропорций, и никак иначе. За время его работы на заводе винокупажный цех, который на протяжении 23 лет возглавлял Александр Пальчинский, не получил ни одной рекламации по поводу качества выпускаемого продукта. А это о многом говорит!
Мало кто знает, но изначально на Дубоссарском винзаводе производился традиционный ассортимент винопродукции: столовые красные и белые вина, крепленые – кагоры, портвейны. Затем в цистернах винопродукт «растекался» по всему Советскому Союзу, где его разливали в бутылки. Известность к предприятию пришла после 1966 года, когда специальным постановлением Правительства МССР Дубоссарскому винзаводу поручили организовать и освоить производство высококачественных ароматизированных вин.
Технологами винзавода под руководством Николая Петровича Сергеева – основателя производства высококачественных ароматизированных вин в Молдавии, были разработаны оригинальные композиции ингредиентов и технология вин «Букет Молдавии», «Утренняя роса», «Романица», «Тоамна», «Мирос де ливадэ», «Сказка». Некоторые из них вин с успехом выпускаются уже более 30 лет.
Чтобы понять, насколько были популярны ароматизированные вина в Советском Союзе, Александр Григорьевич рассказал одну занимательную историю. «В 1972 году на предприятие прибыла делегация из научно-исследовательского института, которая занималась проблемами питания космонавтов, с просьбой разработать тонизирующий напиток. Наша научная лаборатория занялась этим вопросом. В итоге был изготовлен тонизирующий напиток «Сэнэтате» («Здоровье»), или, как его ещё называют, «Космический». Правда, название он получил чуть позже. После того, как напиток был апробирован, стал вопрос, как осуществить транспортировку? Было решено разлить его по таким же тюбикам, в которых выпускалась «Горчица русская». Кстати, соавтором «Сэнэтате» является летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко, который в 1987 году посетил Дубоссарский винзавод с дружеским визитом, а эскиз этикетки разработан легендарным космонавтом, человеком, впервые вышедшим в открытый космос, Алексеем Леоновым». Напиток получил высочайшие оценки Центра подготовки космонавтов, а также участников полярной экспедиции 1984 года и советско-канадского лыжного перехода по маршруту СССР-Северный полюс-Канада.
Но прежде чем стать виноделом, Александр Григорьевич прошел непростой путь. Родился он 13 мая 1941 года в селе Ягорлык Дубоссарского района. В 1954 году его семья переехала в Дубоссары, где он окончил школу. «После 7-го класса пошел учиться на тракториста –машиниста широкого профиля. Получив профессию, проработал полгода прицепщиком в колхозе, затем по линии райкома комсомола отправили на сезон уборки урожая на целину в Карагандинскую область, Казахстан. Конечно, жизнь там была не сахар, но надо – значит надо. Вернулся в ноябре 1960 года в Дубоссары и стал подыскивать работу, поскольку семья была большая – 8 детей: 5 братьев и 3 сестры. По стечению обстоятельств устроился на хлебозавод мукосеем. Работа тяжелая, за восьмичасовую смену приходилось перетаскивать от 13 до 18 тонн муки. Кроме этого, в мои обязанности входило подмести складское помещение, вычистить дежи – деревянные кадушки для приготовления хлебного теста, а также выталкивать с печи вагонетки. Крутился, как белка в колесе. А я ж молодой, всего 19 лет! Мои сверстники по субботам на танцы ходили, а я из-за скользящего графика – нет. В таком режиме проработал год и вновь занялся поисками работы. Нашел – устроился трактористом на завод ЖБИ. 22 октября 1961 года женился. Проработал полтора года, и мне предложили возглавить комсомольскую организацию на предприятии. Основное условие – обучаться в вечерней школе и контролировать, чтобы и другие комсомольцы учились. Посоветовавшись с женой, принял предложение. Хочу сказать, что благодаря супруге я смог многого добиться», – отмечает Александр Григорьевич.
Вот так шаг за шагом, слово за словом мы приближались к делу жизни Александра Пальчинского – виноделию. «В 1965 году перешел трактористом на Дубоссарский винзавод, где и узнал о профессии винодела. Подумал, а почему бы не поступить в училище виноделия и виноградарства? К тому же, там предоставлялись бесплатно общежитие, одежда, питание и даже 6 рублей стипендии. Только учись! И снова определяющую роль сыграла моя супруга Евдокия, которая дала добро на обучение, несмотря на то, что у нас уже был маленький ребенок. В 1966 году сдал экзамены и поступил на заочное отделение, но, проучившись год, понял, что ничего толком не знаю. И задался вопросом: «Зачем мне это тогда? Только получить диплом? И как дальше я собираюсь работать?». И попросил руководство училища перевести меня на очное отделение. Свободных мест в русской группе не было, мне предложили обучение в молдавской группе, я согласился. В 1970 году окончил училище, и меня направили на работу в Криковские подвалы в цех шампанизации контролером-приемщиком. И опять я к жене за советом, мол, придется со временем переехать из Дубоссар. Но в этот раз она была категорична: никуда из родного дома не уеду. Вот так. Что делать? Благодаря главному инженеру Кишиневского совхоза-завода для меня нашлось место (хотя до этого его не было) на Дубоссарском винзаводе. Назначили меня старшим технологом в винокупажный цех, в котором производились знаменитые ароматизированные вина типа вермут. В 1973 году стал начальником цеха розлива, в том же году поступил заочно в Кишиневский политехнический институт на кафедру виноделия. Спустя два года меня вновь переводят в винокупажный цех, но уже его начальником. 9 лет проработал в этой должности, прежде чем перейти в совхоз-училище виноделия начальником первичного виноделия. Но работа не пришлась по душе, поэтому через год вернулся на завод – инженером по качеству. А уже в 1989 году меня снова назначают начальником винокупажного цеха, где я проработал 14 лет и оттуда ушел на пенсию. Вот таким был мой профессиональный путь», – рассказывает Александр Григорьевич.
«С такой памятью впору мемуары писать», – констатирую я. Но всё же после длительной беседы в голове крутился один вопрос: «Почему именно винодел?». «Я никогда не мечтал стать именно виноделом. Просто так сложились обстоятельства. Признаюсь, я и не знал, насколько эта профессия тяжелая. Я же дома практически не бывал, спал по несколько часов в сутки. Если бы мне предложили прожить жизнь заново, эту профессию точно бы не выбрал», – неожиданно ответил Александр Григорьевич.
Дети по стопам отца не пошли. «Несмотря на загруженность, я попросил жену сообщать мне обо всем, что происходит в жизни сына и дочери, чтобы вовремя среагировать на ту или иную ситуацию. В доме была дисциплина, благодаря чему дети выросли достойными и честными людьми, занимают солидные должности. Подрастают 4 прекрасных внука», – добавил Александр Пальчинский.
Уходя, не могла не поинтересоваться по поводу качества и вкуса современного вермута: «Сохранились ли сегодня традиции его приготовления или же внесены какие-то изменения?». Честно, ответ Александра Григорьевича меня удивил: «На пенсию я вышел в 2003 году и с тех пор не покупал и не дегустировал эти вина. И не потому что не хочу, просто это будет некрасиво с моей стороны – искать какие-то изъяны, критиковать. Это не сделает мне чести. Поэтому от такого комментария я воздержусь».
Ирина Круглова.